Как проверить датчик коленвала ВАЗ мультиметром: пошаговая инструкция

Как проверить датчик коленвала ВАЗ: простое руководство для автолюбителей

Представьте ситуацию: вы поворачиваете ключ зажигания, а ваш ВАЗ вместо уверенного урчания издает странные звуки или вообще отказывается заводиться. Знакомая картина? Одной из частых причин таких проблем является датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Но не спешите паниковать и ехать на СТО! Проверить этот важный элемент можно самостоятельно, даже если вы не профессиональный автомеханик. Эта статья поможет вам разобраться, как проверить датчик коленвала ВАЗ, используя простые и доступные инструменты.

Зачем же этот датчик вообще нужен? По сути, он является главным синхронизатором работы двигателя. ДПКВ сообщает электронному блоку управления (ЭБУ), в каком положении находится коленвал и с какой скоростью он вращается. На основе этих данных «мозги» автомобиля рассчитывают момент и продолжительность впрыска топлива, а также угол опережения зажигания. Если датчик выходит из строя, ЭБУ теряет связь с двигателем, что и приводит к серьезным проблемам.

Основные симптомы, которые могут указать на неисправность датчика коленчатого вала, довольно характерны. К ним относятся: трудности с запуском двигателя (или полный отказ), неустойчивая работа на холостом ходу, потеря мощности, пропуски зажигания и даже внезапная остановка двигателя во время движения. Если вы заметили что-то подобное, самое время узнать, как проверить датчик коленвала ваз.

Видео: Проверка датчика коленвала мультиметром

Подготовка к проверке: что нам понадобится?

Прежде чем лезть под капот, давайте подготовим необходимый инструмент. Вам не понадобится дорогостоящее или сложное оборудование. Большинство приборов наверняка уже есть у вас в гараже или их можно недорого приобрести. Главный ваш помощник в этом деле – мультиметр. Это универсальный прибор, который умеет измерять напряжение, сопротивление и силу тока.

Итак, приготовьте следующий набор:

  • Мультиметр (цифровой или стрелочный).
  • Гаечный ключ на «10» (чтобы открутить сам датчик).
  • Щупы или провода для удобства измерений.
  • Фонарик (подкапотное пространство редко бывает хорошо освещено).
  • Чистая тряпка и perhaps немного WD-40 для обработки болтов.

Не забудьте обеспечить безопасность! Обязательно заглушите двигатель и выньте ключ из замка зажигания. Хоть работа и не сложная, но любая неосторожность с электрооборудованием может иметь неприятные последствия. Теперь, когда мы во всеоружии, можно приступать к поиску самого виновника.

Где же прячется этот коварный датчик?

На автомобилях ВАЗ датчик положения коленчатого вала обычно расположен в довольно доступном месте. Чтобы его найти, откройте капот и посмотрите на кожух ремня ГРМ (газораспределительного механизма). Непосредственно на этом кожухе, рядом со шкивом коленвала, вы и увидите небольшой пластиковый элемент с сердечником и connector’ом (разъемом) для проводов.

Он крепится всего одним болтом, что значительно упрощает процесс его снятия и установки. Однако будьте осторожны: вокруг него могут находиться другие провода и элементы. Аккуратно отсоедините разъем, нажав на пластиковую защелку. Иногда контакты могут окислиться, поэтому перед проверкой их не лишним будет почистить.

Вот мы и нашли нашего «пациента». Но как проверить датчик коленчатого вала ваз? Существует два основных способа проверки: визуальный осмотр и диагностика с помощью мультиметра. Давайте начнем с самого простого.

Визуальный осмотр: на что обратить внимание?

Первый и самый очевидный шаг – это внимательно осмотреть датчик. Часто проблемы лежат на поверхности, буквально. Возьмите датчик в руки и проверьте, нет ли на его корпусе visible damage – трещин, сколов или глубоких царапин. Любое нарушение целостности может привести к его неправильной работе.

Особое внимание уделите сердечнику – тому самому стержню, который «смотрит» на зубья шкива коленвала. Он должен быть чистым. На него часто налипает металлическая стружка и грязь от ремня ГРМ. Аккуратно протрите его чистой тряпкой, можно слегка смоченной в бензине. Иногда простая очистка способна полностью решить проблему!

Также осмотрите контакты в разъеме. Они должны быть чистыми, без следов окисления (зеленоватого или белого налета) и не погнутыми. Если визуально все в порядке, но проблемы с двигателем остаются, переходим к более точной диагностике с помощью измерительного прибора.

Проверка мультиметром: измеряем сопротивление

Самый популярный и доступный способ проверки – это измерение сопротивления обмотки датчика. Для этого переключите ваш мультиметр в режим измерения сопротивления (Омы, обычно обозначается значком Ω). Установите предел измерения на 2000 Ом или около того.

Аккуратно подключите щупы мультиметра к контактам самого датчика (не к разъему от проводки автомобиля!). Для удобства можно использовать тонкие провода или иголки. Смотрим на показания прибора. Исправный датчик коленвала для большинства моделей ВАЗ (например, 2110, 2114, Priora) должен иметь сопротивление в пределах 550-750 Ом.

Что означают результаты?

Показание мультиметра Диагноз
550 — 750 Ом Сопротивление в норме. Обмотка цела.
Бесконечность (1) Обрыв в обмотке. Датчик неисправен.
0 Ом или близко к нулю Короткое замыкание в обмотке. Датчик неисправен.
Сильно отклоняется от нормы Датчик скорее всего нерабочий.

Если ваши показания сильно отличаются от нормы, можно смело отправляться в магазин за новым датчиком. Но даже если сопротивление в норме, это еще не гарантия 100% исправности. Есть еще один параметр, который стоит проверить.

Проверка индуктивности и других параметров

Для более точной диагностики можно измерить индуктивность датчика. Но для этого нужен мультиметр с соответствующей функцией (что встречается не так часто). Индуктивность исправного ДПКВ обычно находится в range 200-400 мГн. Если ваш прибор умеет это делать – отлично! Отклонения от этого значения также говорят о неисправности.

Некоторые умельцы проверяют датчик более «народным» способом. Они измеряют напряжение переменного тока, которое он генерирует. Для этого нужно переключить мультиметр в режим измерения переменного напряжения (ACV, ~V) на пределе 2 В. Быстро проведите металлическим предметом (например, отверткой) вблизи сердечника датчика. Исправный датчик должен отреагировать и показать кратковременные всплески напряжения.

Помните, что даже если все замеры показывают норму, а проблемы с двигателем остаются, причина может быть в неправильном зазоре между датчиком и зубьями шкива. Этот зазор должен быть очень маленьким, около 0.5-1.5 мм. Проверить его можно с помощью щупа. Слишком большой зазор не позволит датчику улавливать импульсы correctly.

Видео: Как проверить датчик коленвала мультиметром, не снимая.

Что делать после проверки?

Итак, диагностика завершена. Если датчик оказался неисправным – его нужно заменить. Купите новый, желательно проверенного производителя. Установка производится в обратном порядке. Главное – не забыть выставить правильный зазор. Аккуратно закрутите болт крепления и подключите разъем.

Если же датчик прошел все проверки, а проблемы с автомобилем не исчезли, не отчаивайтесь. Ищите причину в другом месте. Это может быть неисправность проводки к датчику, проблемы со шкивом, самим ЭБУ или другими датчиками и системами. В сложных случаях лучше обратиться к специалистам с хорошим диагностическим оборудованием.

Надеемся, это руководство было полезным и помогло вам сэкономить время и деньги. Помните, что регулярное техническое обслуживание и внимательное отношение к своему автомобилю – залог его долгой и беспроблемной службы. Удачи на дорогах!