Как проверить коммутатор на ВАЗ 2106: просто о важном
Привет, друг! У тебя снова капризничает «шестерка»? Двигатель троит, машина не хочет заводиться или глохнет на ходу? Не спеши вызывать эвакуатор или бежать за новыми свечами! Вполне возможно, виноват небольшой, но очень важный прибор – коммутатор системы зажигания. Знаешь, как его проверить? Сейчас разберемся вместе, причем без сложных терминов и специального оборудования. Ведь каждый автолюбитель должен уметь справляться с такими задачами!
Коммутатор – это такая маленькая черная коробочка, которая управляет искрой на свечах. В старых карбюраторных «Жигулях», как наша ВАЗ 2106, часто устанавливали бесконтактную систему зажигания. Она надежнее старой, с «бегунком», но и ее элементы иногда выходят из строя. И главный подозреваемый в проблемах с запуском и работой мотора – именно он.
Почему же так важно уметь его проверять? Представь ситуацию: ты где-то далеко от дома, а машина не заводится. Знание простого алгоритма проверки спасет тебя от лишних трат на ненужные запчасти и ненужного стресса. Да и в гараже это умение лишним не будет. Готов вооружиться простой отверткой и мультиметром? Поехали!
Видео: Как проверить коммутатор ваз, быстро без приборов
Для начала: что такое коммутатор и где его искать?
Прежде чем что-то проверять, давай найдем этого «невидимку». Коммутатор на ВАЗ 2106 обычно крепится на левом брызговике под капотом, недалеко от решетки радиатора. Ищи небольшую черную детальку в алюминиевом радиаторе для охлаждения, прикрученную двумя винтами. Выглядит он скромно, но роль его огромна – он подает команды на катушку зажигания, чтобы та generated мощную искру.
Рядом с ним ты найдешь катушку зажигания (похожа на небольшую баночку с проводами) и трамблер (распределитель зажигания). Все эти элементы работают в одной команде. Если один «забастует», машина не поедет. Кстати, установка электронного зажигания на ВАЗ – одно из лучших решений для владельцев классики, но и оно требует внимания.
Итак, мы нашли нашего «пациента». Теперь нужно понять, как же подступиться к его диагностике. Не волнуйся, для этого не нужно быть гением автоэлектрика. Достаточно будет последовательного подхода и минимального набора инструментов.
Самый простой способ: проверка «на искру»
Это народный метод, который не требует никаких приборов. Он быстрый, но не всегда дает стопроцентный ответ. Однако для первоначальной диагностики – то, что нужно. Суть в том, чтобы проверить, есть ли вообще искра на центральном проводе, идущем от катушки зажигания к трамблеру.
Вот что нужно сделать:
- Аккуратно сними наконечник центрального высоковольтного провода с крышки трамблера.
- Возьми его за изоляцию (будь осторожен, чтобы не ударило током!) и поднеси металлическим наконечником к любой некрашеной металлической части двигателя (например, к клапанной крышке). Зазор должен быть около 5-7 мм.
- Попроси помощника покрутить стартер. Или сам покрути ключом зажигания.
Что мы увидим? Если проскакивает яркая, уверенная искра голубого цвета – с большой долей вероятности, коммутатор исправен. Проблему нужно искать в другом месте (свечи, провода, трамблер). Если искры нет совсем или она очень слабая (желтая, прерывистая) – наш черный ящик стал главным подозреваемым. Но для верности перейдем к более точному методу.
Точная диагностика: проверка мультиметром
Вот здесь нам и пригодится этот нехитрый прибор. Мультиметр есть у многих, а если нет – его можно недорого купить или одолжить. Он покажет нам напряжения и сопротивления, которые расскажут всю правду о здоровье коммутатора. Этот способ уже ответит на вопрос «как проверить коммутатор зажигания ВАЗ 2106» более предметно.
Сначала подготовимся. Нам нужно найти схему подключения проводов к нашему коммутатору. Обычно к нему подходит колодка с несколькими проводами. Нам важны три из них:
- Красный провод (+12В от аккумулятора и замка зажигания).
- Коричневый (или коричнево-белый) провод – идет на катушку зажигания.
- Черный провод – «масса» (кузов автомобиля).
Теперь сам процесс проверки. Установи мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DCV) до 20 В. Подключи черный щуп прибора к «массе» (к кузову или минусовой клемме АКБ). Красный щуп подключи к центральной клемме катушки зажигания (куда приходит тот самый коричневый провод от коммутатора).
Попроси помощника включить зажигание (не запуская двигатель!) и покрутить стартер. Стрелка (или цифры) на приборе должны прыгать! Если напряжение то появляется (около 12В), то пропадает (около 0В) – коммутатор жив и пытается работать. Если напряжение постоянное и не меняется – коммутатор, увы, мертв и требует замены. Вот так просто можно проверить электронное зажигание на ВАЗ 2106.
Видео: Как проверить коммутатор ваз, быстро без приборов
Что в итоге? Менять или искать дальше?
Допустим, наши тесты показали, что коммутатор неисправен. Что делать? Варианта два: купить новый или попробовать найти б/у заведомо рабочий для проверки. Новый – надежнее. При выборе обращай внимание на производителя. Лучше брать проверенные марки, а не самые дешевые ноунеймы.
Замена – дело пяти минут. Отключаешь колодку с проводами, откручиваешь две гайки, снимаешь старый коммутатор и ставишь новый. Главное – не перепутай подключение проводов, они должны встать в колодку с тем же порядком. После установки обязательно проверь, как работает машина. Возможно, после замены придется немного подкорректировать угол опережения зажигания.
Ну а если проверка показала, что коммутатор в порядке? Не расстраивайся! Ты сэкономил деньги и сузил круг поиска. Теперь стоит проверить датчик Холла в трамблере, саму катушку, высоковольтные провода и свечи. Но это уже тема для отдельного разговора. Главное – ты теперь знаешь, как проверить коммутатор на ВАЗ 2106, и не растеряешься в трудную минуту. Удачи на дорогах, и пусть твоя «классика» заводится с пол-оборота!
