Как проверить втягивающее реле ВАЗ 2107: причины неисправности стартера, диагностика

Как проверить втягивающее реле на ВАЗ 2107: простыми словами о важном

Знакомая ситуация: поворачиваешь ключ зажигания, а в ответ — тишина или противный щелчок под капотом? Стартер отказывается крутить двигатель, и планы на день рушатся. Часто виновником таких неприятностей становится маленькое, но важное устройство — втягивающее реле стартера. Хорошая новость в том, что проверить его можно самостоятельно, даже без серьезного опыта. Давайте разберемся, как это сделать быстро и безопасно.

Почему же стартер ВАЗ 2107 инжектор или карбюраторный может не работать? Причин несколько: севший аккумулятор, плохой контакт массы или именно неисправность втягивающего реле. Последнее отвечает за две ключевые функции: оно подводит шестерню стартера (бендикс) к зубьям маховика двигателя и одновременно замыкает силовые контакты, подавая мощный ток на сам электромотор стартера. Если этот механизм выходит из строя, процесс запуска нарушается.

Прежде чем лезть под машину с инструментами, выполните простую предварительную диагностику. Убедитесь, что аккумулятор заряжен и клеммы на нем хорошо затянуты. Проверьте, надежно ли подключен провод массы к кузову и двигателю. Иногда проблема кроется в самом ключе зажигания или контактах. Если же с этим все в порядке, а стартер молчит или лишь щелкает, — самое время проверить его реле.

Видео: Как проверить стартер и втягивающее реле?

Что вам понадобится для проверки?

Не волнуйтесь, вам не потребуется гараж, полный профессионального инструмента. Для работы достаточно базового набора, который есть у большинства автолюбителей. Главное — помнить о технике безопасности, так как мы будем иметь дело с электричеством.

Вот что приготовьте:

  • Набор рожковых ключей (чаще всего нужен на «13» и «15» для клемм реле).
  • Плоская отвертка.
  • Мультиметр (тестер) для проверки напряжения и сопротивления. Если его нет, можно обойтись контрольной лампой на 12 В.
  • Провода для «прозвонки» с зачищенными концами или перемычки («крокодилы»).
  • Перчатки и защитные очки. Лучше перестраховаться!

Перед началом работ обязательно заглушите двигатель, выньте ключ из замка зажигания и отсоедините минусовую клемму от аккумулятора. Это защитит вас от короткого замыкания и случайного запуска двигателя.

Способы проверки втягивающего реле

Существует несколько надежных методов диагностики. Мы начнем с самого простого и быстрого, а затем перейдем к более точным. Какой бы способ вы ни выбрали, попросите помощника послушать звуки из-под капота, когда вы будете поворачивать ключ. Щелчок одиночный и громкий — чаще всего хороший знак, а вот серия щелчков или их полное отсутствие — повод для более глубокой проверки.

Проверка на месте без снятия. Это первый и основной тест. Найдите стартер под капотом. К нему подходят несколько проводов: толстый от аккумулятора и тонкий от замка зажигания. Аккуратно замкните отверткой или куском провода клемму толстого провода и маленькую клемму управления (где подключен тонкий провод). Будьте осторожны, не замкните массу! Искра — это нормально. Если после этого стартер ожил и начал крутить двигатель — проблема не в нем, а в цепи управления (замок зажигания, провода). Если же стартер щелкает, но не крутит, или не реагирует вовсе — виновато скорее всего втягивающее реле.

Проверка мультиметром. Этот метод дает точный ответ. Подсоедините минусовой щуп тестера к массе (кузову), а плюсовой — к клемме управления на реле. Попросите помощника повернуть ключ в положение «стартер». На исправном реле мультиметр покажет напряжение около 12 В. Если напряжение есть, а реле не срабатывает — оно неисправно. Если напряжения нет — ищите обрыв в цепи.

Снятие, разборка и детальная диагностика

Если проверки указали на неисправность реле, его придется снять для более детального осмотра или замены. Отсоедините аккумулятор! Затем с помощью ключей отсоедините все провода, идущие к реле, и выкрутите болты, крепящие его к стартеру. Будьте внимательны и запоминайте, какой провод куда был подключен.

После снятия можно проверить реле отдельно. Подайте «плюс» от аккумулятора на клемму управления, а «минус» на корпус реле. Исправное устройство ответит громким щелчком и выбросом сердечника. Если этого не произошло — обмотка реле перегорела и его нужно менять. Если щелчок есть, но стартер не работал, возможно, подгорели силовые контакты («пятаки») внутри реле. Для их проверки потребуется разобрать корпус (часто он завальцован, поэтому будьте готовы к тому, что разборка сложна).

Вот таблица частых проблем и их симптомов, которая поможет поставить точный диагноз:

Симптом Возможная причина
Слышен щелчок, но стартер не крутит Подгорели силовые контакты внутри реле или проблемы с мотором стартера
Реле не щелкает совсем Обрыв в обмотке втягивающего реле или нет питания на управляющей клемме
Стартер крутит, но не схватывает маховик Неисправен бендикс или вилка привода, реже — механическая часть реле

Ремонт реле стартера ВАЗ 2107, особенно разборного, возможен. Чаще всего меняют контактную пластину или зачищают «пятаки». Однако проще и надежнее заменить узел в сборе на новый, особенно если он неразборной конструкции. Это сэкономит вам время и нервы в будущем.

Видео: Как можно проверить втягивающее реле стартера мультиметром.

Заключительные мысли и советы

Как видите, проверить втягивающее реле не так уж и сложно. Главное — действовать последовательно и соблюдать осторожность. Большинство проблем со стартером на «классике» решается именно диагностикой и заменой этого небольшого устройства. Не спешите покупать новый стартер в сборе — начните с малого.

Помните, что частой причиной выхода из строя реле являются плохие контакты. Поэтому всегда содержите клеммы аккумулятора и подключения к стартеру в чистоте и хорошо затянутыми. Это лучшая профилактика проблем с запуском двигателя.

Если у вас остались вопросы или описанные методы не помогли, возможно, проблема глубже — в самом стартере (износ щеток, якоря) или в проводке автомобиля. В таком случае лучше обратиться к специалисту. Но теперь вы знаете, с чего начать, и сможете уверенно объяснить мастеру, что уже проверили. Удачи на дорогах, и пусть ваш «семерочный» конь заводится с пол-оборота!