Что такое коленвал и зачем его правильно ставить?
Коленчатый вал, или просто коленвал — это сердце двигателя вашего ВАЗа. Именно он превращает движение поршней во вращение, которое в итоге крутит колеса. Представьте, что будет, если сердце сместить или поставить криво? Правильно, двигатель будет работать с перебоями или вообще выйдет из строя. А вам это надо? Конечно, нет!
Правильная установка коленвала на ВАЗ — это не просто рекомендация, а необходимость. От этого зависит, насколько долго и надежно прослужит ваш мотор. Неправильный монтаж может привести к быстрому износу деталей, стукам, повышенному расходу масла и даже к заклиниванию двигателя. Согласитесь, звучит не очень весело.
Многие автовладельцы задаются вопросом: можно ли справиться с этой задачей самостоятельно? Да, если у вас есть базовые навыки, инструменты и, самое главное, внимательность. Эта статья поможет вам разобраться, как поставить коленвал на ВАЗ правильно, избежая common mistakes.
Видео: Как установить полукольца, осевого смещения коленвала, на двигатель автомобиля ВАЗ классика.
Подготовка к работе: что нужно иметь под рукой
Прежде чем начать, убедитесь, что у вас есть все необходимое. Вам понадобятся не только инструменты, но и новые детали. Экономить на них — себе дороже. Вот базовый список того, без чего не обойтись:
- Новый комплект вкладышей коленвала (коренные и шатунные).
- Новые сальники (передний и задний).
- Моторное масло для смазки при сборке.
- Динамометрический ключ — крайне важная вещь для правильной затяжки.
- Набор головок, вороток, щупы для измерения зазоров.
- Чистая ветошь и очиститель.
Помните, чистота — залог успеха! Все детали и сам блок цилиндров должны быть идеально чистыми. Малейшая соринка на поверхности вкладыша может привести к его быстрому износу и повреждению коленвала. Перед установкой коленвала двигателя ВАЗ тщательно очистите все посадочные места.
А вы проверили новый коленвал и вкладыши? Перед началом работ обязательно убедитесь, что детали подходят именно для вашей модели двигателя. Для ВАЗ 2110 8 клапанов, к примеру, есть свои спецификации. Не поленитесь сверить каталожные номера.
Пошаговая инструкция: как поменять коленвал на ВАЗ 2110
Итак, двигатель разобран, старый коленвал снят, все чистое и готово к сборке. Самое интересное начинается сейчас. Главное правило: не торопиться и делать все максимально аккуратно.
Первым делом необходимо установить коренные вкладыши. Они укладываются в постель блока цилиндров и в крышки коренных подшипников. Вкладыши обычно имеют специальные усы, которые должны входить в соответствующие пазы в блоке и крышках. Не перепутайте верхние и нижние вкладыши — они могут быть разными!
Далее нужно уложить сам коленвал на место. Сделайте это осторожно, чтобы не повредить шейки вала и поверхности вкладышей. Перед окончательной установкой обязательно смажьте все трущиеся поверхности моторным маслом. Это обеспечит первоначальную смазку при первом запуске.
Как правильно затянуть крышки и проверить зазоры
Теперь самый ответственный момент — затяжка крышек коренных подшипников. Здесь вам и понадобится динамометрический ключ. Затягивать болты нужно строго в определенной последовательности и с определенным моментом затяжки. Обычно это делается от центра к краям.
Для двигателя ВАЗ 2110 момент затяжки чаще всего составляет 68-75 Н·м для основных болтов и 30-40 Н·м для дополнительных (если они есть). Но! Всегда уточняйте данные для вашей конкретной модели двигателя. После затяжки коленвал должен вращаться свободно, без заеданий, но и без люфтов.
Как проверить, все ли сделано правильно? Желательно проверить зазор между шейкой коленвала и вкладышем с помощью калиброванной пластины (щупа). Зазор должен быть в пределах, указанных в руководстве по ремонту (обычно 0.02-0.07 мм). Если зазор слишком велик или мал — работайте дальше. Возможно, потребуется подбор вкладышей другого ремонтного размера.
Видео: Как поменять датчик коленвала на Ваз 2115,14,10,11,09 и ид
Завершающие шаги и первые пуски
После того как коленвал установлен и затянут, можно ставить на место остальные детали: шатуны с поршнями (если вы их снимали), маховик, шкив и передние крышки. Не забудьте про новые сальники! Их установка — отдельная история, требующая аккуратности, чтобы не повредить кромки.
Перед тем как запускать двигатель, необходимо убедиться, что система смазки заполнена. Прокрутите двигатель стартером с вывернутыми свечами зажигания, чтобы масло под давлением поступило ко всем трущимся парам, включая новые вкладыши коленвала.
Первый запуск… Волнительный момент, правда? Дайте двигателю поработать на средних оборотах, прислушайтесь. Не должно быть никаких посторонних стуков, скрежета или гула. Если все тихо и ровно — вы молодец! Вы успешно справились с такой сложной задачей, как установка коленвала на ВАЗ.
