Замена цепи ГРМ на УАЗ Патриот с двигателем 409: когда пора и с чего начать?
Вы слышите странный стрекочущий звук из-под капота своего УАЗ Патриот? Или может быть, машина стала работать как-то неуверенно? Вполне возможно, что виной всему цепь газораспределительного механизма (ГРМ). Двигатель ЗМЗ-409, который часто ставят на Патриот, как раз использует цепной привод. И да, он требует внимания!
Цепь ГРМ — это, можно сказать, сердце двигателя. Она синхронизирует работу коленвала и распредвалов, чтобы всё работало как часы. Со временем она растягивается, изнашиваются успокоители и натяжитель. Если проигнорировать проблему, последствия могут быть печальными и дорогими — вплоть до встречи клапанов с поршнями. Не хотите такого, правда?
Так когда же точно пора задуматься о замене? Вот основные звоночки: настойчивый стрекот из-под клапанной крышки, проблемы с запуском, потеря мощности или плавающие обороты. Лучше не тянуть до последнего и взяться за дело, как только появились первые признаки.
Видео: Установка меток грм ЗМЗ 405-409 УАЗ
Что нужно приготовить перед началом работ?
Итак, вы решили, что замена цепи ГРМ на УАЗ Патриот 409 неизбежна. С чего начать? Конечно, с подготовки! Никакой спешки, всё должно быть под рукой. Поверьте, это сэкономит кучу нервов и времени.
Вам понадобится новый комплект. Что в него входит? Не только сама цепь! Менять лучше всё сразу, чтобы потом не возвращаться к этому узлу. Вот основной список:
- Цепь ГРМ (новая, конечно же)
- Натяжитель цепи и успокоитель
- Сальники распредвалов (чтобы масло не текло)
- Прокладка клапанной крышки
Не забудьте про инструменты! Вам пригодятся головки, вороток, трещотка, ключи. А еще очень желательно иметь специальный инструмент для фиксации распредвалов. Он не обязателен, но сильно упростит жизнь при установке фаз газораспределения на УАЗ 409.
Пошаговая инструкция: как поменять цепь своими руками
Главный вопрос: как выставить ГРМ УАЗ 409 двигатель правильно? Это самый ответственный момент во всей операции. Но давайте по порядку. Для начала нужно добраться до самой цепи. Отсоединяем клеммы АКБ, снимаем кожух воздушного фильтра, патрубки и всё, что мешает.
Следующий шаг — снять клапанную крышку. Под ней откроется вид на распредвалы и цепь. Теперь нужно зафиксировать двигатель в определенном положении. Коленвал нужно провернуть так, чтобы метка на его звездочке совпала с меткой на блоке цилиндров. Одновременно с этим метки на шестернях распредвалов должны совпасть друг с другом. Увидели? Отлично! Теперь можно ослабить натяжитель и снимать старую цепь.
Установка новой цепи ГРМ на УАЗ Патриот — это процесс в обратном порядке. Надеваем новую цепь, совмещаем все метки (это очень важно!), устанавливаем новый натяжитель и успокоитель. После этого несколько раз аккуратно проверните двигатель за болт коленвала (стартером не крутить!) и убедитесь, что метки не сбиваются. Если всё на месте — можно собирать всё обратно.
Особый случай: если у вас есть кондиционер
Замена ГРМ УАЗ Патриот с кондиционером имеет свою небольшую особенность. Компрессор кондиционера часто установлен так, что он может мешать свободному доступу к некоторым элементам. Но не пугайтесь, это не смертельно!
Вам, возможно, придется немного ослабить крепление компрессора и аккуратно отодвинуть его в сторону, чтобы получить больше пространства для маневра. Главное — не отсоединять магистрали с хладагентом. Просто отведите его и зафиксируйте в безопасном положении, чтобы он не мешал и не висел на трубках.
После того как все работы по замене цепи завершены, не забудьте вернуть компрессор на место и хорошо затянуть крепеж. В остальном процесс установки фаз на УАЗ Патриот ничем не отличается от стандартного.
Видео: ЗАМЕНА ЦЕПЕЙ ГРМ УАЗ НА ЗМЗ 409
После замены: проверка и первые впечатления
Всё собрано, инструменты убраны. Самое время для первого запуска! Несколько секунд тишины после поворота ключа — это нормально, пока масло не дойдет до натяжителя. Затем двигатель должен заработать ровно, без стуков и стрекотания.
Дайте мотору немного прогреться на холостых оборотах. Послушайте, как он работает. Всё тихо? Отлично! Теперь можно немного проехаться. Вы должны почувствовать, что двигатель стал работать ровнее и отзывчивее. Пропавшая мощность вернулась? Значит, вы всё сделали правильно!
Помните, что правильная установка цепи ГРМ на УАЗ — это залог долгой и надежной работы двигателя. Если вы не уверены в своих силах на каком-то этапе, особенно в том, как выставить фазы УАЗ 409, лучше обратиться к специалистам. Но если всё получилось — вы большой молодец! Ваш Патриот снова готов к покорению бездорожья.
