Зачем нужно регулировать клапана на ВАЗ 2109?
Вы когда-нибудь слышали неприятный стрекот из-под капота, особенно на холодную? А может, машина стала хуже «тянуть» и больше «кушать» бензина? Знакомо? Скорее всего, виноваты клапана! Их правильная настройка — это как хороший настроенный музыкальный инструмент. Двигатель работает ровно, мощно и экономично.
Со временем зазоры между клапанами и деталями механизма меняются. Слишком большой зазор приведет к тому самому стуку и ускоренному износу. Слишком маленький — не даст клапану полностью закрыться, он будет подгорать, и вы можете лишиться мощности, а в худшем случае — дорогого ремонта. Регулировка клапанов ВАЗ 2109 — это не какая-то сверхсложная задача, а скорее дело внимательности и аккуратности.
Проверять и при необходимости регулировать тепловые зазоры рекомендуется каждые 15-20 тысяч километров пробега. Это не займет у вас целый день, зато подарит двигателю вторую молодость и сэкономит ваши деньги в долгосрочной перспективе. Давайте же разберемся, как это сделать своими руками!
Видео: Регулировка клапанов ваз 8 клапанная. ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВКИ. 2108,2109,2110,2111,2112,2114,2115
Что нам понадобится для работы?
Прежде чем лезть под капот, давайте подготовим весь необходимый инструмент. Не волнуйтесь, ничего экзотического нам не нужно. Всё это наверняка есть в гараже у любого уважающего себя автовладельца.
Вот основной список того, без чего не обойтись:
- Набор гаечных ключей и головок (нам понадобится ключ на 10 и на 13).
- Торцевой ключ для проворачивания коленвала (подойдет и обычный кривой стартер, но с торцевым удобнее).
- Щуп для регулировки клапанов. Это самый главный инструмент! Нам нужен щуп толщиной 0.15 мм для впускных клапанов и 0.20 мм для выпускных. Обычно они продаются наборами.
- Отвертка плоская, желательно покрепче.
- Чистая ветошь для протирки.
И главное — хорошее настроение и немного терпения! Работу лучше проводить на холодном двигателе, чтобы все детали остыли и зазоры пришли в норму. Итак, инструменты готовы, пора приступать к делу.
Пошаговая инструкция по регулировке
Сначала нам нужно обеспечить себе доступ к клапанам. Для этого снимаем пластиковый кожух двигателя (если он есть) и аккуратно отсоединяем воздушный фильтр. Теперь перед нами клапанная крышка. Откручиваем ее (болты на 10) и снимаем. Под ней мы увидим сам механизм газораспределения.
Теперь самый ответственный момент — установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. Как это сделать? Проще простого! Проворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива до тех пор, пока метка на шкиве не совпадет с меткой на крышке механизма газораспределения. При этом метки на звездочке распредвала должны быть направлены вверх и стоять напротив друг друга. Убедитесь, что оба клапана первого цилиндра закрыты (коромысла должны свободно качаться).
В каком порядке регулировать? Запомните эту последовательность:
- Начинаем с первого цилиндра: регулируем 4-й и 6-й клапана.
- Проворачиваем коленвал на 180 градусов: регулируем 2-й и 8-й клапана.
- Еще на 180 градусов: регулируем 1-й и 5-й клапана.
- И последний поворот: регулируем 3-й и 7-й клапана.
Вот и вся магия!
Процесс регулировки: щуп и два ключа
Непосредственно регулировка клапанов на ВАЗ 2109 выполняется очень просто. Берем щуп нужного размера и вставляем его между кулачком распредвала и регулировочной шайбой толкателя. Помните: для впускных — 0.15 мм, для выпускных — 0.20 мм.
Щуп должен входить с небольшим усилием, как будто вытаскиваешь карту из полной колоды. Если щуп проходит слишком свободно или не проходит вовсе — зазор нужно отрегулировать. Берем два ключа на 13: одним фиксируем головку регулировочного болта, а вторым ослабляем контргайку. Затем вращаем болт до получения нужного зазора, проверяем его щупом и, удерживая болт, затягиваем контргайку. После затягивания снова проверьте зазор — иногда он может немного измениться.
Повторите эту процедуру для всех клапанов согласно порядку их регулировки, который мы описали выше. Не торопитесь, делайте всё внимательно. Лучше потратить лишние пятнадцать минут, чем потом слушать стук и переделывать всё заново. После завершения регулировки всех клапанов, не забудьте установить на место клапанную крышку с новой прокладкой, чтобы избежать течей масла.
Видео: регулировка клапанов ваз 2108 2109 2110 2115
Что мы получаем в итоге?
Ну вот и всё! Вы только что самостоятельно отрегулировали клапана на своей «девятке». Самое время завести двигатель и насладиться результатом. Ровный, бархатный звук работы мотора без лишних стуков — лучшая награда за ваш труд.
Правильно выполненная регулировка клапанов ВАЗ 2109 даст вам сразу несколько приятных бонусов:
- Двигатель будет работать тише и ровнее.
- Вернется былая мощность и приемистость.
- Снизится расход топлива.
- Вы продлите жизнь двигателю и сэкономите на возможном дорогом ремонте.
Как видите, ничего сверхсложного в этом процессе нет. Главное — делать всё последовательно, не спеша и с пониманием дела. Регулярно проверяйте зазоры, и ваша машина будет служить вам верой и правдой еще много лет. Удачи на дорогах!
