Что такое трамблер и зачем его настраивать?
Друзья, многие из вас наверняка сталкивались с ситуацией, когда машина начинает «чихать», плохо заводиться или теряет мощность. Знаете, в чем часто причина? Правильно — в неправильно настроенном трамблере! А вы знаете, как настроить трамблер на ВАЗ правильно? Сейчас разберемся.
Трамблер (или прерыватель-распределитель) — это такой важный узел в системе зажигания. Он отвечает за то, чтобы в нужный момент подать искру на свечу. Если он сбит — искра приходит не вовремя, и двигатель работает хуже. Представьте, что вы пытаетесь аплодировать не в такт музыке — примерно так же чувствует себя мотор.
Настройка этого устройства — не rocket science, как говорят англичане. С этим справится даже новичок, если знать порядок действий. Главное — делать все аккуратно и последовательно. Поверьте, после правильной регулировки ваша «ласточка» заработает совсем по-другому!
Видео: Установка трамблёра на двигатель ВАЗ классика.
Подготовка к работе: что нам понадобится?
Прежде чем начать возиться с трамблером, нужно подготовить инструменты. Не волнуйтесь, ничего экзотического не потребуется. Все необходимое наверняка есть в гараже у любого автолюбителя.
Вот что нам нужно:
- Ключ на 13 (обычный рожковый или накидной)
- Контрольная лампа или вольтметр
- Ключ для проворачивания коленвала (или можно использовать обычный ключ на 36)
- Чистая тряпка
Обязательно заглушите двигатель и дайте ему остыть перед началом работ. Безопасность — прежде всего! Также не помешает снять клеммы с аккумулятора, чтобы избежать случайных замыканий.
Поиск меток: где что искать под капотом?
Теперь самое интересное — находим метки. На вашем ВАЗе есть специальные метки, которые показывают правильное положение валов. Они находятся на шкиве коленчатого вала и на передней крышке двигателя.
На крышке вы увидите три риски:
- Первая метка — соответствует углу опережения 10°
- Вторая — 5°
- Третья — 0°
Нам нужно выставить угол опережения зажигания 5° — это оптимальное значение для большинства моделей ВАЗ.
Проворачивайте коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока метка на шкиве не совпадет со средней меткой (5°) на крышке. При этом поршень первого цилиндра должен быть в верхней мертвой точке такта сжатия. Проверить это можно, выкрутив свечу и закрыв пальцем отверстие — когда начнет выталкивать воздух, значит, мы на нужном такте.
Процесс регулировки: крутим трамблер правильно
Теперь переходим к самому главному — как выставить трамблер на ВАЗ. Ослабьте гайку крепления трамблера ключом на 13. Не откручивайте полностью — просто ослабьте, чтобы можно было поворачивать корпус.
Подключите контрольную лампу одним проводом к клемме «Б» на катушке зажигания, а другим — на массу. Включите зажигание (но не запускайте двигатель!). Медленно поворачивайте корпус трамблера против часовой стрелки до тех пор, пока лампа не погаснет.
Теперь так же медленно поворачивайте трамблер по часовой стрелке. В момент загорания лампы остановитесь и затяните гайку крепления. Все! Вы только что правильно выставили зажигание на трамблере ВАЗ 2106 (и на других классических моделях тоже).
| Положение трамблера | Эффект |
|---|---|
| Слишком раннее зажигание | Детонация, стуки в двигателе |
| Слишком позднее зажигание | Потеря мощности, перегрев |
| Правильно выставленное | Ровная работа двигателя, хорошая тяга |
Проверка правильности настройки
После регулировки нужно проверить, все ли мы сделали правильно. Заведите двигатель и послушайте, как он работает. Если все хорошо — мотор должен работать ровно, без перебоев и посторонних стуков.
Самый лучший тест — это прокатиться на машине. Разгонитесь на ровной дороге на третьей передаче до скорости 50 км/ч и резко нажмите на газ. Если слышен негромкий детонационный стук (похоже на звон монеток), который почти сразу пропадает — вы все сделали идеально!
Если стук слишком сильный и не пропадает — зажигание слишком «раннее». Если детонации нет совсем — «позднее». В обоих случаях нужно немного подкорректировать положение трамблера. Помните: лучше несколько раз проверить и настроить, чем ездить с неправильным зажиганием.
Видео: Трамблер для ВАЗ 2108 регулировка и диагностика.
Частые проблемы и советы напоследок
Иногда бывает, что после правильной настройки трамблер снова сбивается. В чем может быть причина? Чаще всего виноват изношенный подшипник или втулка вала трамблера. Также проверьте состояние бегунка и контактов — они должны быть чистыми.
Еще один важный момент: перед тем как настроить трамблер на ВАЗ, проверьте состояние свечей и высоковольтных проводов. Иногда проблемы с зажиганием вызваны ими, а не трамблером.
Напоследок маленький совет: если вы не уверены в своих силах — обратитесь к опытному товарищу или на СТО. Лучше потратить немного денег, чем испортить двигатель неправильной настройкой. Но если делать все по инструкции — у вас обязательно получится! Удачи на дорогах!
