Что такое датчик температуры и зачем он нужен?
Вы когда-нибудь задумывались, откуда ваша машина знает, что двигатель уже прогрелся и можно ехать? Или почему стрелка температуры на панели приборов вдруг решила потанцевать? Всё это — заслуга небольшого, но очень важного устройства под названием датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Именно он постоянно «щупает» температуру двигателя и сообщает о ней электронному блоку управления (ЭБУ).
А зачем это нужно? Представьте, что двигатель — это вы на пробежке. Сначала вам холодно, вы двигаетесь медленно, разогреваетесь. Потом, когда тело нагрелось, можно ускориться. Так и мотор: когда он холодный, ЭБУ дает ему больше топлива для прогрева. А когда выходит на рабочую температуру, смесь становится оптимальной. Если датчик врет, компьютер сбивается с толку. Мотор может начать «задыхаться» от переобогащенной смеси, плохо заводиться или, наоборот, перегреваться, а вы даже не сразу это поймете!
Поэтому проверка датчика температуры двигателя ВАЗ — это не причуда, а важная процедура для любого автовладельца. Вовремя обнаруженная проблема спасет вас от более серьезных и дорогих поломок. Это как измерить температуру при болезни — простой, но очень информативный показатель.
Видео: Как проверить датчик температуры двигателя ваз без мультиметра быстро, дтож
Как понять, что датчик температуры требует проверки?
Машина, к сожалению, не умеет разговаривать, но она подает вполне понятные сигналы. Нужно только научиться их замечать. Самый очевидный признак — это странное поведение стрелки температуры на панели приборов. Она может не двигаться с места, показывать «минус 40», замирать на одном делении или скакать туда-сюда без видимой причины.
Но даже если со стрелкой всё в порядке, есть другие симптомы, которые должны вас насторожить. Например, двигатель стал хуже заводиться, особенно «на холодную». Или вы заметили, что расход топлива неожиданно вырос. Компьютер, получая неверные данные от датчика, неправильно готовит топливно-воздушную смесь, что и leads к перерасходу.
Еще один частый симптом — включение вентилятора охлаждения в странное время. Например, он может не включиться при реальном перегреве или, наоборот, крутиться на холодном двигателе. Всё это — веский повод проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на вашем ВАЗе.
Что нам понадобится для проверки?
Хорошая новость в том, что вам не нужен гараж, полный супердорогого оборудования. Проверка датчика температуры двигателя — процедура, которую можно провести в домашних условиях с минимальным набором инструментов. Главное — желание и немного времени.
Вот что вам нужно подготовить:
- Мультиметр (тестер). Это главный прибор, который покажет, врет датчик или говорит правду.
- Ключ на «19» или «21» (в зависимости от модели двигателя вашего ВАЗа), чтобы выкрутить датчик.
- Емкость с водой (подойдет обычная кастрюля).
- Термометр, способный измерять температуру до 100 градусов (кухонный электронный — идеально).
- Ну и, конечно, чайник, чтобы нагреть воду для нашего импровизированного теста.
Видите, ничего сверхъестественного? Всё это есть практически в любом доме. С таким арсеналом проверка датчика температуры ВАЗ превращается в увлекательный эксперимент, который под силу даже новичку.
Пошаговая инструкция: как проверить датчик температуры
Итак, приступим к самому интересному — практической части. Первым делом нужно найти сам датчик. На классических моделях ВАЗ (например, 2107) и на более современных ( like 2110, 2114) он обычно расположен на корпусе термостата или рядом с ним. Выглядит как латунная деталька с двумя контактами и пластиковым разъемом. Главное — не путать его с датчиком указателя температуры, который имеет один контакт (он отвечает только за стрелку на панели). Нам нужен двухконтактный — он и есть ДТОЖ.
Аккуратно отсоединяем колодку с проводами и ключом выкручиваем датчик из посадочного места. Будьте готовы к тому, что может вытечь немного охлаждающей жидкости, так что подставьте тряпку. Теперь наш «пациент» готов к обследованию. Наливаем в кастрюлю холодную воду, опускаем туда датчик и термометр. Подключаем щупы мультиметра в режиме измерения сопротивления (Омы) к контактам датчика.
Теперь начинаем медленно нагревать воду на плите и внимательно следим за показаниями. Вот какие данные должны быть у исправного датчика при разных температурах:
| Температура, °C | Сопротивление, Ом |
|---|---|
| +15 | 4000 — 7000 |
| +40 | 1000 — 1500 |
| +90 | 200 — 300 |
Видите, как сопротивление плавно уменьшается с ростом температуры? Если ваши показания сильно отличаются от приведенных в таблице или меняются рывками, датчик пора менять. Он неисправен и обманывает ваш автомобиль.
Видео: Простой способ определения неисправности датчика температуры в двигателе ВАЗ
Что делать после проверки?
Если проверка датчика температуры двигателя ВАЗ показала, что он исправен, а проблемы остаются — значит, ищем причину в другом месте. Это может быть сам электронный блок управления, проводка или, например, термостат. Но если датчик «умер» — смело отправляйте его в утиль и ставьте новый.
Установка нового датчика — процесс обратный снятию. Не забудьте про уплотнительное кольцо! Лучше поставить новое, чтобы избежать течей. Аккуратно вкрутите датчик на место, подсоедините разъем с проводами. Возможно, потребуется долить охлаждающую жидкость до нужного уровня в расширительном бачке.
После замены заведите двигатель и посмотрите на поведение стрелки температуры. Она должна постепенно подняться до рабочего значения (обычно это 90 градусов) и остаться там. Если всё в порядке — вы большой молодец! Вы только что самостоятельно диагностировали и устранили неисправность, сэкономили деньги и стали на шаг ближе к пониманию своего железного коня.
