Не работает стартер ВАЗ 2109: причины и как проверить самому

Почему не работает стартер на ВАЗ 2109 и что делать?

Знакомая ситуация: садишься в свою «девятку», поворачиваешь ключ в замке зажигания, а в ответ — тишина или противный щелчок? Не спешите паниковать и вызывать эвакуатор! Чаще всего проблема кроется в стартере, и решить её можно самостоятельно, даже если вы не профессиональный автомеханик. Давайте вместе разберемся, почему ваш железный конь отказывается заводиться и как его «оживить».

Стартер — это небольшой, но очень мощный электродвигатель, который раскручивает двигатель, чтобы тот запустился. Если он не работает, машина превращается в обычную неподвижную железяку. Но прежде чем бежать в магазин за новым узлом, стоит провести небольшую диагностику. Ведь причина может быть не в нём, а в чём-то другом, и вы сэкономите немало денег и времени.

Итак, вы повернули ключ, а стартер молчит. Первый вопрос, который вы должны себе задать: «А что именно происходит?». Ничего — полная тишина? Или раздаются щелчки, но вращения нет? А может, он еле-еле крутит, как сонная муха? Ответ на этот вопрос — ключ к разгадке!

Видео: Ваз 2115 не крутит стартер, причины

Основные причины, по которым стартер ВАЗ 2109 отказывается работать

Причин, по которым не крутит стартер на вашей «девятке», может быть несколько. Условно их можно разделить на три большие группы: проблемы с питанием, механические неисправности самого стартера и issues с другими элементами системы запуска. Не пугайтесь этих слов, сейчас всё объясним на пальцах.

Самая частая и банальная причина — это разряженный аккумулятор. Да-да, как бы смешно это ни звучало, но многие водители об этом забывают! Аккумулятор мог разрядиться из-за оставленных включенными фар, проблем с генератором или просто от старости. Если при повороте ключа приборная панель сильно тускнеет или гаснет — это верный признак.

Другие виновники могут быть такими:

  • Плохой контакт: Окислились клеммы на аккумуляторе или масса на кузове.
  • Неисправное реле стартера: Оно находится в монтажном блоке и отвечает за подачу тока на втягивающее.
  • Замок зажигания: Контакты в нем могли подгореть и не пропускать ток.
  • Непосредственно сам стартер: Сгорела обмотка, износились щетки, заклинил якорь или подвело втягивающее реле.

Как проверить стартер ВАЗ 2109 от аккумулятора: простая диагностика

Итак, переходим к самому интересному — проверке. Начнем с самого простого и безопасного. Для работы нам понадобится мультиметр (тестер) для проверки напряжения, а для смелых — парочка проводов с «крокодилами».

Первым делом проверяем аккумулятор! Возьмите тестер, установите режим измерения постоянного напряжения (DCV) до 20 В. Красный щуп приложите к плюсовой клемме АКБ, черный — к минусовой. Напряжение на заряженном аккумуляторе должно быть около 12.5-12.7 В. Если оно ниже 12 В — его нужно зарядить. После зарядки повторите попытку завести машину.

Если с АКБ всё в порядке, проверьте клеммы и «массу». Часто клеммы окисляются, и контакт пропадает. Снимите их, зачистите наждачной бумагой и плотно затяните. Не забудьте проверить провод, который идет от «минуса» аккумулятора к кузову и двигателю. Плохой контакт здесь — частая причина проблем.

Проверяем цепь управления и реле

Слышите щелчок при повороте ключа, но стартер молчит? Скорее всего, проблема в цепи управления или во втягивающем реле. Щелчок — это как раз оно и срабатывает. Но чтобы проверить его, нам нужно добраться до самого стартера. Он расположен в нижней части двигателя, со стороны коробки передач.

На втягивающем реле есть три клеммы: две большие (от аккумулятора и на сам стартер) и одна маленькая (управляющая). Вот на эту маленькую клемму и нужно подать +12 В от аккумулятора. Сделать это можно проводом с «крокодилами». Внимание! Машина должна быть на нейтральной передаче! Если после подачи тока вы услышите четкий щелчок и стартер начнет крутиться — значит, проблема в цепи управления (провод от замка зажигания или реле в монтажном блоке). Если щелчок есть, но кручения нет — проблема во втягивающем или в самом стартере.

А как проверить реле стартера в монтажном блоке? Очень просто. Оно обычно помечено как «Реле стартера». Можно вытащить реле и поставить заведомо исправное (например, от реле поворотников, если они совпадают по номеру). Если после замены стартер заработал — виновато реле. Проблема решена за 5 минут и 100 рублей!

Если виноват сам стартер: что с ним могло случиться?

Предположим, вы подали ток напрямую на управляющую клемму втягивающего, но стартер не среагировал вообще. Или он щелкает, но не крутит. Значит, проблема в нем самом. Тут есть два основных варианта: неисправно втягивающее реле или сломался сам электродвигатель.

Проверить втягивающее реле можно, подав на него ток. Если оно издает щелчок, но не передает питание на мотор, его нужно менять. Часто его можно заменить отдельно от всего стартера. Если же реле щелкает и передает ток (проверить это можно тестером на силовой клемме), а мотор не крутится — проблема в самом электродвигателе.

Основные неисправности электромотора стартера:

  • Износ щеток: Самый частый вариант. Щетки стираются и перестают контактировать с якорем.
  • Замыкание обмотки: Произошло перегорание, часто из-за попыток долго крутить стартер.
  • Износ втулок (подшипников): Якорь начинает заклинивать, стартер крутится очень туго или не крутится вовсе.
  • Пробой на массу: Серьезная поломка, требующая ремонта или замены.

Карбюратор или инжектор: есть ли разница?

Многие владельцы ищут в сети: «не крутит стартер ВАЗ 2109 карбюратор причины» или «не крутит стартер ВАЗ 2109 инжектор причины». Спешим вас успокоить: принципиальной разницы нет! Система запуска на карбюраторных и инжекторных «девятках» устроена абсолютно одинаково. Все причины и методы проверки, описанные выше, подходят для любой модификации двигателя.

Единственный微小ный нюанс может касаться диагностики ошибок на инжекторной версии. Иногда immobilizer (противоугонная система) может блокировать запуск. Но в этом случае вы, как правило, не услышите даже щелчка реле. Проблема решается проверкой ключа и чипа.

И помните, если стартер стал работать «через раз», это верный признак того, что он скоро выйдет из строя окончательно. Чаще всего это сигнал о подгорании контактов втягивающего реле или критическом износе щеток. Не тяните с диагностикой!

Видео: Не крутит стартер ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115

Заключительные советы и меры безопасности

Диагностика и ремонт электрооборудования — дело не сложное, но требующее внимательности. Всегда отсоединяйте минусовую клемму аккумулятора, прежде чем что-то откручивать на стартере. При проверке напрямую от АКБ убедитесь, что автомобиль стоит на нейтралке и ручной тормоз поднят.

Не пытайтесь долго и бесконечно крутить стартер, особенно если он не может провернуть двигатель. Это гарантированно приведет к его перегреву и выходу из строя, а также посадит аккумулятор. Короткие попытки по 5-7 секунд с перерывами — золотое правило.

В 80% случаев проблема оказывается не в самом стартере, а в проводке, контактах или аккумуляторе. Поэтому не спешите его снимать и нести в ремонт. Пройдитесь по всем пунктам нашей проверки — и велика вероятность, что вы решите проблему своими руками, сэкономив семейный бюджет. Удачи на дорогах!