Почему не включается задняя передача на ВАЗ?
Знакомая ситуация? Поворачиваешь ключ зажигания, заводишь двигатель, выжимаешь сцепление, пытаешься включить задний ход, а вместо этого слышишь лишь неприятный скрежет или рычаг просто не хочет двигаться в нужном направлении. Согласитесь, это может вывести из себя даже самого спокойного водителя. Особенно если нужно срочно выехать с парковки или задворков. Но не спешите паниковать! Эта проблема — одна из самых распространенных «болезней» отечественных автомобилей, и в 90% случаев она решается без поездки на дорогостоящий сервис.
Почему же так происходит? Причин, по которым не работает задняя передача на вашей «девятке», «четырнадцатой» или другой классике, может быть несколько. И они варьируются от банальных и легкоустранимых до довольно серьезных, требующих вмешательства специалиста. Давайте вместе разберемся в этом вопросе, чтобы вы могли быстро сориентироваться и понять, что делать дальше.
Итак, вы столкнулись с тем, что не включается задняя скорость на ВАЗ 2109 или его собратьях. Первое правило — не применяйте силу! Если рычаг не идет, не нужно давить на него что есть мочи. Этим вы только усугубите проблему и, возможно, сломаете что-то еще. Лучше заглушите двигатель и попробуйте включить передачу на заглушенном моторе. Получилось? Это уже хороший знак, и он нам кое-что говорит. Не получилось? Что ж, давайте копать глубже.
Видео: Ремонт, разбор, когда не включается задняя передача на ваз 2108, 2109, 2199, 2113, 2114, 2115.
Простые причины: то, что можно проверить за 5 минут
Начнем с самого простого и, к счастью, самого частого. Часто проблема кроется не внутри коробки передач, а снаружи. И ее устранение не потребует от вас особых навыков или инструментов. Итак, что проверить в первую очередь, если плохо включается задняя передача на ВАЗ 2114?
Первым делом обратите внимание на уровень масла в КПП. Да-да, это банально, но низкий уровень жидкости или ее полное отсутствие могут привести к тому, что передачи будут включаться туго или не будут вовсе. Проверить уровень можно через специальный контрольный отверстие с пробкой на коробке. Если масла мало — долейте. Используйте только рекомендованные производителем типы!
Следующий частый «виновник» — это привод управления КПП, а проще говоря, тяги и кулиса. Со временем в этом механизме появляется люфт, шарниры изнашиваются, и рычаг перестает точно попадать в нужное положение. Иногда бывает, что тяга просто немного открутилась. Откройте капот и попросите помощника подергать рычаг КПП. Посмотрите, нет ли чрезмерно свободного хода в шарнирах. Часто проблема решается простой регулировкой.
Более сложные проблемы: когда дело в сцеплении или внутри КПП
Если снаружи все в порядке, значит, копнем глубже. Следующая на очереди — система сцепления. Выжали педаль, а сцепление «ведет»? То есть диск не до конца отходит от маховика? Тогда первичный вал коробки продолжает вращаться, и из-за этого невозможна синхронизация шестерен для включения передачи, особенно задней, у которой нет синхронизатора. Это классическая причина, почему не включается задняя передача на ВАЗ 2109 при заведенном двигателе.
Как это проверить? Заведите мотор, выжмите сцепление и попробуйте включить не заднюю, а первую передачу. Если она тоже включается с трудом или со скрежетом — виновато сцепление почти наверняка. Тут вариантов несколько: может потребоваться регулировка привода, замена троса сцепления или, в худшем случае, замена самого диска или выжимного подшипника. Это уже работы посерьезнее.
Ну и самая неприятная группа причин — это внутренние неисправности коробки передач. Если не включается задняя скорость на ВАЗ 2108, и предыдущие проверки не дали результата, возможно, проблема в самом механизме. Это может быть:
- Износ шестерни заднего хода или вилки ее включения.
- Поломка или износ штока выбора передач.
- Проблемы с блокировочным механизмом, который предотвращает случайное включение заднего хода.
Диагностика и ремонт этих неисправностей требуют снятия и разборки коробки передач. Без специальных знаний и оборудования здесь не обойтись.
Видео: Не включается задняя передача одна из причин ВАЗ
Что делать и как быть: краткий план действий
Итак, чтобы не гадать на кофейной гуще, предлагаю простой и логичный алгоритм действий для любого автовладельца, столкнувшегося с этой проблемой.
Шаг 1: Первичная диагностика. Проверьте, включается ли передава на заглушенном двигателе. Если да — вероятная причина в сцеплении. Если нет — проблема в механике привода или самой КПП.
Шаг 2: Внешний осмотр. Откройте капот и проверьте состояние тяг привода КПП. Попросите кого-нибудь подергать рычаг, посмотрите на люфты. Проверьте уровень масла в коробке.
Шаг 3: Проверка сцепления. Если передачи не включаются или включаются с скрежетом только на заведенном моторе, начинайте с регулировки привода сцепления. Это самая простая и частая операция.
Если все эти манипуляции не помогли, и вы по-прежнему не можете понять причины, по которым не включается задняя передача на ваз 21099, скорее всего, проблема серьезная и требует визита к специалистам. Не стоит продолжать мучить рычаг КПП — вы можете окончательно добить механизм.
| Симптом | Вероятная причина | Сложность решения |
|---|---|---|
| Не включается на заведенном двигателе, на заглушенном — нормально | Неисправность сцепления (ведет) | Средняя (регулировка или замена) |
| Не включается вообще, рычаг не двигается | Механическая поломка в КПП или приводе | Высокая (разборка КПП) |
| Включается с большим усилием или хрустом | Износ шестерни, низкий уровень масла | От низкой до высокой |
Помните, что регулярное техобслуживание — лучшая профилактика таких проблем. Своевременная замена масла в коробке, регулировка сцепления и внимание к посторонним звукам помогут вам избежать внезапных и неприятных сюрпризов на дороге. Удачи на дорогах, и пусть все передачи включаются легко и четко!
