Регулировка клапанов УАЗ: порядок и инструкция для двигателей 402, 417, 421, 469

Почему важно регулировать клапана на УАЗе?

Привет, уазовод! Замечал ли ты, что двигатель стал работать громче, появился стук или потерялась былая мощь? Возможно, пришло время заглянуть под клапанную крышку. Регулировка клапанов — это не просто каприз инженеров, а жизненная необходимость для мотора. Правильные зазоры обеспечивают плотное закрытие клапанов, что напрямую влияет на компрессию, мощность и экономичность двигателя.

Представь, что клапана — это дыхательная система двигателя. Слишком маленький зазор — и «дыхание» будет затруднено, клапан не сможет полностью закрыться, что приведет к его прогоранию. Слишком большой — появится характерный металлический стук, и клапан просто не будет успевать открываться на нужную величину, «обкрадывая» мотор. Оба сценария ведут к дорогостоящему ремонту, которого легко избежать.

Особенно это актуально для карбюраторных двигателей УАЗ, таких как легендарный УАЗ 402, 417 или 421. Эти моторы проверены временем, но требуют внимания и своевременного обслуживания. Регулировка клапанов УАЗ 469 или Патриота — это базовый навык, который сэкономит тебе кучу денег и нервов. Сделать всё можно своими руками в гараже, главное — понять порядок действий и не торопиться.

Видео: Регулировка клапанов в 2 этапа ДВС 417 уаз

Что понадобится для работы?

Прежде чем лезть в дебри двигателя, давай подготовим инструмент. Не волнуйся, тебе не понадобится целая мастерская. Основной инструмент — это набор щупов для измерения зазора. Щуп — это такая металлическая пластиночка точной толщины. Для большинства двигателей УАЗ (402, 417, 421) нужен щуп на 0.15 мм для впускных клапанов и на 0.20 мм для выпускных. Но лучше уточни в мануале к своей конкретной модели!

Кроме этого, тебе будут нужны:

  • Ключ на «13» (обычно рожковый или накидной).
  • Ключ для проворачивания коленвала (подойдет и большой ключ на «36», и просто монтировка, если аккуратно).
  • Чистая ветошь для протирки.
  • Новый уплотнитель клапанной крышки (старый после снятия почти всегда приходит в негодность).
  • Хорошее освещение и немного терпения.

Обязательно дай двигателю остыть! Регулировать клапана на горячую — плохая идея. Металл расширяется, и ты не сможешь выставить точный зазор. Лучше всего работать на полностью холодном двигателе. Выпей чаю, пока он остывает — это полезно и для мотора, и для твоего настроения.

В каком порядке регулировать клапана?

А вот и самый главный вопрос! Порядок регулировки клапанов УАЗ зависит от модели двигателя, но принцип везде один. Мы рассмотрим классический порядок для 4-цилиндрового мотора, который часто используется на УАЗ 402 двигатель и его аналоги. Запомни эту последовательность цифр: 1-2-4-3. Это не магическое заклинание, а порядок работы цилиндров.

Сам процесс регулировки зазора клапанов УАЗ основан на поиске положения, когда клапан полностью закрыт. Это происходит, когда поршень в этом цилиндре находится в верхней мертвой точке (ВМТ) такта сжатия. Как это найти? Снимаем клапанную крышку и начинаем медленно проворачивать коленвал по часовой стрелке. Следи за движением клапанов в четвертом цилиндре.

Вот пошаговый алгоритм:

  • Проворачивай коленвал, пока впускной клапан 4-го цилиндра не откроется и не начнет закрываться.
  • Как только он закроется, продолжай вращать, пока метка на шкиве коленвала не совпадет с меткой на крышке механизма газораспределения (обычно это длинная риска).
  • В этом положении можно регулировать клапана в первом цилиндре (оба клапана закрыты).
  • После регулировки, проверни коленвал на 180 градусов и отрегулируй клапана в следующем цилиндре согласно порядку 1-2-4-3.

Звучит сложно? На практике после пары раз всё становится понятно. Главное — не спеши и все перепроверяй.

Как правильно выставить зазор?

Итак, мы нашли нужный цилиндр для регулировки. Видишь два клапана: впускной и выпускной. Под ними скрываются коромысла, а под коромыслами — регулировочные винты с контргайками. Вот с ними нам и предстоит работать. Возьми ключ на «13» и щуп.

Процесс выглядит так:

  1. Ослабь контргайку на регулировочном винте.
  2. Вставь щуп нужной толщины между штоком клапана и коромыслом.
  3. Вращай регулировочный винт, пока щуп не начнет входить с легким, но ощутимым усилием. Он не должен болтаться свободно, но и вытаскивать его должно с небольшим сопротивлением.
  4. Удерживая винт в этом положении, затяни контргайку.
  5. Обязательно проверь зазор еще раз после затяжки! Часто он может немного измениться.

Повтори эту процедуру для всех клапанов согласно выбранному порядку регулировки клапанов УАЗ двигатель. Не перетяни контргайки, но и не оставляй их слабыми. Золотая середина — залог успеха. После регулировки всех клапанов, не поленись и проверь каждое значение еще раз. Лучше потратить лишние 10 минут сейчас, чем потом слышать стук и корить себя за спешку.

Видео: РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ УАЗ.двигатель УМЗ 421.УАЗ 3153″ДИКИЙ СТРЕЙЧ»

Что делать после регулировки?

Поздравляю! Основная работа сделана. Теперь нужно аккуратно протереть посадочные места, уложить новую прокладку клапанной крышки (предварительно смазав ее тонким слоем герметика для надежности) и установить крышку на место. Не затягивай болты слишком сильно, иначе можешь сорвать резьбу или повредить прокладку. Затяни их равномерно, крест-накрест.

Заведи двигатель и послушай, как он работает. Исчез ли посторонний стук? Двигатель должен работать ровно и стабильно. Сначала может быть небольшой дымок — это выгорает масло, которое могло попасть в цилиндры during работы. Если ты все сделал правильно, он быстро исчезнет.

Помни, что регулировка клапанов — регулярная процедура. Для карбюраторного УАЗа ее рекомендуют проводить каждые 10-15 тысяч километров пробега. Это не так уж и часто, зато твой железный друг будет всегда в тонусе и отблагодарит тебя надежной работой и бодрой динамикой на бездорожье. Удачи в ремонте!