Затяжка ГБЦ ВАЗ 2106 карбюратор: инструкция, моменты, схема

Затяжка головки блока цилиндров на ВАЗ 2106: почему это важно?

Вы когда-нибудь замечали, что двигатель вашей «шестерки» стал работать как-то не так? Может, появилась потеря мощности, или вы увидели подтеки масла на стыке головки и блока? Скорее всего, пришло время проверить затяжку головки блока цилиндров. Это не просто каприз инженеров, а важнейшая процедура, от которой зависит здоровье всего двигателя. Представьте, что головка блока — это крышка на кастрюле, которая должна быть плотно закрыта, чтобы ничего не вытекло и не испортилось.

Правильная затяжка ГБЦ на ВАЗ 2106 с карбюраторным двигателем обеспечивает герметичность камеры сгорания. Это значит, что мощные газы от сгорания топлива будут давить именно на поршень, а не пытаться сбежать наружу, унося с собой мощность и создавая течи. Кроме того, хорошая герметичность не даст антифризу смешаться с маслом, что убережет вас от дорогостоящего ремонта. Согласитесь, лучше потратить немного времени на профилактику, чем потом менять полдвигателя?

Игнорирование этого вопроса может привести к печальным, но вполне предсказуемым последствиям. Прогар прокладки, попадание тосола в масло (и наоборот), потеря компрессии и, как итог, капитальный ремонт. Звучит не очень весело, правда? Но не пугайтесь! Справиться с затяжкой головки блока цилиндров на вашем ВАЗ 2106 можно и в гараже, если знать правильный порядок действий и иметь нужный инструмент. Давайте разбираться, как это сделать.

Видео: Затяжка гбц ваз 2112 16 клапанов

Что вам понадобится для работы?

Как говорится, голыми руками двигатель не починишь. Для правильной затяжки ГБЦ вам потребуется набор определенных инструментов. Главный ваш помощник — это динамометрический ключ. Именно он позволит затягивать болты с нужным усилием, а не «на глазок», что в этом деле категорически недопустимо. Без него вся работа теряет смысл, ведь перетянутые болты могут лопнуть, а недотянутые — не обеспечат герметичность.

Помимо этого, приготовьте следующий набор:

  • Набор головок (вороток или трещотка) на 13 мм для болтов и на 17 мм для гаек шпилек.
  • Новый комплект болтов крепления ГБЦ (сильно рекомендуем менять их, так как старые часто вытягиваются).
  • Новая прокладка головки блока цилиндров. Никогда не используйте старую!
  • Очиститель (например, ацетон или уайт-спирит) и щетка для очистки поверхностей блока и головки.
  • Чистая ветошь.

Помните, что качественные инструменты и материалы — это уже половина успеха в таком деле, как установка головки ВАЗ 2106.

Обязательно дайте двигателю полностью остыть! Никогда не пытайтесь откручивать или затягивать болты на горячем двигателе. Металл расширяется при нагреве, и вы не сможете добиться правильного момента затяжки. Лучше всего проводить все работы на холодном моторе. И еще один маленький совет: перед началом работ сфотографируйте все на телефон, чтобы не забыть, как что стояло. Это может спасти вас от ошибок.

Пошаговая инструкция по затяжке ГБЦ

Итак, инструменты готовы, двигатель остыл, пора приступать к главному. Весь процесс затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2106 состоит из нескольких этапов. Первый и самый важный — это правильная последовательность закручивания болтов. Забудьте о том, чтобы затягивать их по кругу, как колесо. Здесь действует своя, особенная схема, которая обеспечивает равномерное прилегание головки к блоку по всей плоскости.

Схема затяжки выглядит следующим образом. Представьте, что перед вами лежит готовая к установке головка. Пронумеруем условно болты (их 10 штук) для простоты:

Номер болта Момент затяжки (кгс·м)
1 (центральный) 3.5-4.1
2, 3, 4, 5 3.5-4.1
6, 7, 8, 9, 10 3.5-4.1

Важно: сначала все болты затягиваются предварительно с небольшим усилием в указанной последовательности, а затем доводятся до нужного момента.

Алгоритм работы следующий:

  • Шаг 1: Установите новую прокладку на чистый и сухой блок цилиндров.
  • Шаг 2: Аккуратно установите головку на место.
  • Шаг 3: Смажьте маслом резьбу новых болтов и под шайбы.
  • Шаг 4: Вкрутите все болты руками до упора, чтобы не сорвать резьбу.
  • Шаг 5: Динамометрическим ключом затяните все болты в правильной последовательности с моментом 3.5-4.1 кгс·м.

После этого можно считать, что основная работа по затяжке распредвала ВАЗ 2106 (вернее, головки, где он находится) завершена.

Но и это еще не все! Есть один небольшой, но очень важный нюанс. После первой обкатки двигателя (пробега примерно 500-1000 км) необходимо снова проверить момент затяжки на холодном моторе. Прокладка может немного «усесться», и болты потребуют небольшой подтяжки. Это нормальная практика, которая обеспечит надежность на долгое время. Пропустите этот шаг — и вся предыдущая работа может пойти насмарку.

Видео: Затяжка ГБЦ (головки блока цилиндров). Схема затяжки ГБЦ. Делай правильно.

Частые ошибки и полезные советы

Теперь поговорим о том, что может пойти не так. Самая распространенная ошибка — это использование старых болтов. Они имеют свойство вытягиваться и терять прочность. Экономия на комплекте новых болтов может вылиться в то, что один из них лопнет прямо в процессе затяжки. А выковыривать обломок из блока — то еще удовольствие. Поверьте, новые болты — это не роскошь, а необходимость.

Вторая ошибка — пренебрежение динамометрическим ключом. «Я чувствую момент руками» — фраза, после которой у любого опытного моториста дрогнет глаз. Перетянутый болт создает избыточное напряжение в головке, что может привести к ее деформации или появлению трещин. Недотянутый болт станет причиной течи масла и выдувания прокладки. Только динамометрический ключ дает точность и уверенность в результате.

И наконец, никогда не торопитесь. Работа с головкой блока цилиндров не терпит суеты. Тщательно очистите все поверхности от старой прокладки, убедитесь, что на них нет сколов и царапин. Не забывайте смазывать болты моторным маслом — это обеспечит правильный момент затяжки. И помните, что после замены прокладки и затяжки ГБЦ вам, возможно, придется заново выставлять угол опережения зажигания, так как это напрямую влияет на работу двигателя.

Следуя этим нехитрым советов, вы сможете самостоятельно провести всю процедуру правильно. Ваша «шестерка» ответит вам ровной работой, отсутствием течей и хорошей тягой. Удачи на дорогах и в гараже!