Прокачка тормозов ВАЗ своими руками: легко и безопасно
Задумывались ли вы, что одна из самых важных процедур по обслуживанию вашего железного коня не требует визита в сервис? Да-да, мы говорим о прокачке тормозной системы. Это не только сэкономит ваши деньги, но и подарит уверенность в том, что с вашим ВАЗом всё в порядке. Ведь кто, как не вы, лучше всего позаботится о своей машине?
Прокачка тормозов на ВАЗе нужна, когда педаль становится ватной, проваливается или после любой разборки системы, например, замены колодок или главного тормозного цилиндра. Воздух в системе — главный враг эффективного торможения. Он сжимается, в отличие от жидкости, что и приводит к неприятным сюрпризам при нажатии на педаль.
Не стоит бояться этой процедуры. Для её выполнения не нужен диплом инженера-механика. Достаточно базового набора инструментов, немного времени и внимательности. Главное — делать всё последовательно. Готовы стать на один вечер своим личным автомехаником? Тогда поехали!
Видео: Как прокачать тормоза самостоятельно, порядок прокачки и когда нужно делать
Что нам понадобится для работы?
Прежде чем лезть под машину, давайте подготовим всё необходимое. Согласитесь, обидно будет отвлекаться на поиск ключа, когда руки уже в тормозной жидкости. Итак, нам нужен помощник. В одиночку прокачать тормоза на ВАЗ 2108 или любой другой модели практически невозможно. Второй человек будет нажимать на педаль тормоза по вашей команде.
Из инструментов и материалов приготовьте:
- Ключ на «10» (обычно он подходит для штуцеров прокачки).
- Чистая прозрачная трубка (подойдет от капельницы), её диаметр должен плотно надеваться на штуцер.
- Прозрачная ёмкость (например, пластиковая бутылка 0.5 л).
- Свежая тормозная жидкость. Важно использовать ту, что рекомендована производителем (часто это DOT-4).
- Чистая ветошь для вытирания возможных подтёков.
Не забудьте про безопасность! Тормозная жидкость — вещь едкая. Попадание на краску может её испортить, а на кожу — вызвать раздражение. Работайте в перчатках. И поставьте автомобиль на ровную площадку и обязательно зафиксируйте его ручным тормозом и противооткатными башмаками (или хотя бы подложите под колёса кирпичи).
Порядок прокачки: от колёс дальних к ближним
А вот и главный секрет! Правильная последовательность — залог успеха. Как правильно прокачать тормоза на ВАЗ? Начинать нужно с самого дальнего от главного тормозного цилиндра колеса. Это логично: чтобы выгнать воздух по длинным трубкам, нужно идти от конца пути к его началу.
Классическая схема для большинства заднеприводных ВАЗов (например, «классика»):
- Заднее правое колесо.
- Заднее левое колесо.
- Переднее правое колесо.
- Переднее левое колесо.
Для переднеприводных моделей (ВАЗ 2108, 2109, 2110 и т.д.) схема немного иная, так как у них диагональная схема контуров. Но универсальный и всегда работающий совет: загляните в руководство по эксплуатации вашего конкретного автомобиля. Там всегда указана верная последовательность для вашей модели. Это самый надежный способ.
Почему это так важно? Если нарушить порядок, воздух может так и остаться в одном из длинных контуров, и всю работу придется переделывать заново. А нам это совсем не нужно, правда?
Пошаговая инструкция: делаем всё правильно
Теперь перейдем к самому главному — практике. Предположим, мы качаем заднее правое колесо. Попросите помощника сесть в машину. Откройте капот и проверьте уровень жидкости в бачке. Он должен быть выше отметки «MIN». В процессе работы постоянно следите за ним и доливайте свежую жидкость! Если бачок опустеет, вы впустите в систему новую порцию воздуха.
Далее действуем по шагам:
- Наденьте один конец прозрачной трубки на штуцер прокачки на тормозном суппорте или цилиндре, а другой опустите в бутылку с небольшим количеством налитой жидкости.
- Попросите помощника 4-5 раз плавно нажать на педаль тормоза и после последнего нажатия зафиксировать её в нажатом положении.
- Отверните ключом на «10» штуцер на примерно пол-оборота. Вы увидите, как через трубку пойдет жидкость, возможно, с пузырьками воздуха.
- Как только педаль у помощника «упадет» до пола, закрутите штуцер обратно.
- Только после этого помощник может отпустить педаль.
Повторяйте этот цикл («нажать — держать — открутить — закрутить — отпустить») до тех пор, пока из трубки не пойдет чистая жидкость без единого пузырька воздуха. Не забывайте подливать жидкость в бачок! После этого переходите к следующему колесу согласно схеме.
По окончании процедуры проверьте ход педали. Она должна стать упругой и не проваливаться. Прокатитесь на малой скорости и проверьте торможение. Всё получилось? Отлично! Вы только что самостоятельно прокачали тормозную систему своего ВАЗа.
Видео: Как прокачать главный тормозной или почему не прокачиваются тормоза.
Частые ошибки и полезные советы
Даже у бывалых что-то может пойти не так. Давайте разберем типичные косяки, чтобы вы их избежали. Самая грубая ошибка — дать бачку опустеть. Помните, доливаем жидкость постоянно! Вторая ошибка — перепутать последовательность колёс. Третья — недокрутить или сорвать штуцер прокачки. Откручивайте его аккуратно, без лишней силы.
Ещё один лайфхак: если у вас нет помощника, можно попробовать использовать специальное приспособление — прокачной шприц. Он создаёт давление в бачке, и необходимость в помощнике отпадает. Это устройство недорогое и значительно упрощает жизнь автолюбителю-одиночке.
И последний совет: утилизируйте старую тормозную жидкость правильно. Не выливайте её просто на землю или в канализацию. Это вредно для окружающей среды. Сдайте её в специальный пункт приёма опасных отходов. Теперь вы знаете не только, как прокачать машину ВАЗ, но и как сделать это аккуратно и безопасно для себя и природы. Удачи на дорогах!
