Как проверить генератор на ВАЗ мультиметром: инструкция по проверке работы

Как проверить работу генератора на ВАЗ: просто о важном

Случалось ли вам, поворачивая ключ в замке зажигания, слышать вместо бодрого урчания мотора лишь унылое похрюкивание стартера? А может, на панели приборов вдруг загорелся загадочный красный значок в виде аккумулятора? Не спешите винить во всем севшую батарею! Часто корень зла кроется в ее верном спутнике — генераторе. Именно он отвечает за подзарядку аккумулятора во время поездки. Если он выходит из строя, вы рискуете в самый неподходящий момент остаться не только без музыки, но и без двигателя. Давайте разберемся, как самостоятельно проверить работоспособность генератора на вашем ВАЗе, не прибегая к помощи сложной терминологии и дорогих сервисов.

Проверка генератора — это не rocket science, а вполне посильная задача для любого автовладельца, у которого есть немного времени и желания разобраться. Вам не потребуется гараж, полный специального инструмента. Достаточно будет самого простого мультиметра — недорогого прибора, который есть у многих или который можно одолжить у знакомого. Итак, готовы стать на время автоэлектриком? Тогда поехали!

Видео: Простая проверка работы генератора | Как проверить генератор. За 3 минуты, БЕЗ ПРИБОРОВ и умений.

Первые признаки неисправности: слушаем и смотрим

Перед тем как хвататься за инструменты, всегда стоит провести простой визуальный осмотр и прислушаться к поведению машины. Ваш автомобиль часто сам намекает на возникающие проблемы. Например, если при работе двигателя со стороны генератора раздается неприятный писк или вой, это может говорить о изношенных щетках или подшипниках. Такой звук особенно хорошо слышен на холодную или при увеличении оборотов.

Обратите внимание на свет фар. Если при добавлении газа они загораются ярче, а на холостом ходу заметно тускнеют — это верный признак того, что генератор работает нестабильно и не выдает нужного напряжения. Мерцание света салонного плафона или подсветки панели приборов тоже является тревожным звоночком.

Ну и самый очевидный сигнал — это загоревшаяся на приборной панели лампочка-индикатор в форме аккумулятора. Она должна гаснуть сразу после запуска двигателя. Если она продолжает гореть или мигать, это прямо указывает на проблемы в системе заряда. Не игнорируйте эти признаки, ведь в итоге это может привести к полной разрядке аккумулятора и остановке двигателя где-нибудь на оживленной трассе.

Проверка мультиметром: главный инструмент диагноста

Теперь перейдем к делу. Для точной диагностики работоспособности генератора ВАЗ нам понадобится мультиметр. Этот прибор измеряет напряжение, и именно он даст нам четкий ответ на вопрос: «А все ли в порядке?». Настройте мультиметр на измерение постоянного напряжения (DCV) в диапазоне до 20 В.

Для начала проверим напряжение на клеммах аккумулятора. Это делается при заглушенном двигателе. Подключите щупы прибора к клеммам батареи (красный на «+», черный на «-»). Нормальное напряжение полностью заряженного аккумулятора — около 12.6 В. Теперь запустите двигатель и повторите замер. Вот здесь и кроется главный ответ.

При работающем моторе исправный генератор должен выдавать напряжение в пределах 13.6–14.4 Вольта. Это идеальный диапазон для подзарядки АКБ. Если вы видите значения ниже 13 В — генератор недозаряжает батарею. Если напряжение подскакивает выше 14.8 В — это перезаряд, который «убивает» аккумулятор, выкипая из него электролит. Оба случая говорят о неисправности.

Проверка отдельных элементов: щетки, якорь и диодный мост

Если общая проверка показала проблемы, возможно, виновата не вся деталь целиком, а какая-то ее часть. Начнем с щеток. Щетки генератора — это такие графитовые стержни, которые передают ток на ротор. Со временем они стираются. Как проверить щетки генератора ВАЗ 2110 мультиметром? Их лучше осмотреть визуально, предварительно сняв щеточный узел. Длина новой щетки около 8-10 мм. Если она стерлась до 5 мм и менее — пора менять.

Следующий на очереди — якорь (или ротор). Как проверить якорь генератора ВАЗ? Здесь нам снова поможет мультиметр, но теперь в режиме измерения сопротивления (Омы). Нужно измерить сопротивление между контактными кольцами ротора. Оно должно быть очень низким, около 2-5 Ом. Если сопротивление бесконечно большое (обрыв) или стремится к нулю (короткое замыкание) — якорь неисправен.

Еще одна частая беда — выход из строя диодного моста. Он выпрямляет переменный ток в постоянный. Проверить его можно также мультиметром в режиме «прозвонки». Каждый диод должен пропускать ток только в одну сторону. Если он прозванивается в обоих направлениях или не прозванивается ни в одном — мост нужно менять.

Видео: Как проверить генератор ВАЗ

Что делать, если генератор снят?

Бывает, что генератор уже демонтирован с машины для ремонта или замены. Как проверить снятый генератор ВАЗ 2110? Алгоритм действий похож. Вам понадобится блок питания или зарядное устройство на 12 В, чтобы подать напряжение на обмотку возбуждения (на контактные кольца якоря), и контрольная лампочка на 12 В.

Подайте «плюс» на одну из болтовых клемм генератора, а «минус» на его корпус. Подключите контрольную лампу между другой болтовой клеммой и «плюсом» питания. Если при подаче напряжения лампа загорелась — диодный мост, скорее всего, исправен. Если нет — проблема в нем.

Для проверки генератора в сборе можно кратковременно подключить к нему аккумулятор, как описано выше, и, раскрутив шкив рукой (осторожно!), замерить напряжение на выходных клеммах. Оно должно появиться. Но помните, что такой метод не дает полной картины о его работоспособности под нагрузкой, но позволяет выявить грубые неисправности.

Регулярная проверка состояния генератора — это не просто причуда, а залог вашего спокойствия на дороге. Она помогает избежать внезапных и неприятных сюрпризов. Помните, что большинство проверок можно выполнить самостоятельно, сэкономив время и деньги. Но если после всех манипуляций с мультиметром doubts остались, всегда лучше доверить окончательную диагностику профессионалам. Удачи на дорогах, и пусть напряжение в вашей сети всегда будет стабильным!