Как проверить реле генератора ВАЗ мультиметром: 2 простых способа

Что такое реле регулятор и зачем его проверять?

Друзья-автолюбители, знакомо чувство, когда машина вдруг начинает капризничать? Лампочка зарядки на панели то загорается, то гаснет, фары светят тускло, а аккумулятор постоянно разряжается. Знакомо? Скорее всего, виновато реле регулятор генератора! Но что это такое и как проверить реле генератора ВАЗ?

Реле регулятор (или в просторечии «шоколадка», «интегралка») — это маленькая, но очень важная деталька. Её задача — контролировать напряжение, которое генератор отдает для зарядки аккумулятора и питания всей бортовой сети. Если оно будет слишком низким — аккумулятор сядет. Слишком высоким — может «убить» и аккумулятор, и дорогую электронику в машине. Вот почему так важно следить за его исправностью.

Особенно это актуально для классических моделей, таких как ВАЗ 2107, или более современных, как ВАЗ 2110. Принцип работы реле зарядки ВАЗ един для большинства моделей, поэтому научившись его проверять один раз, вы сможете диагностировать проблему на любой своей ласточке.

Видео: Как Проверить Реле Регулятор Напряжения Генератора Мультиметром

Подготовка к проверке: что нам понадобится?

Прежде чем лезть под капот, давайте подготовимся. Не волнуйтесь, вам не нужна целая мастерская. Для того чтобы проверить реле регулятор генератора ВАЗ, достаточно одного главного инструмента — мультиметра. Это такой универсальный прибор для измерения напряжения, сопротивления и тока. Стоит недорого, а пользы от него — море! Он же поможет нам проверить реле зарядки ВАЗ мультиметром.

Помимо прибора, желательно иметь под рукой:

  • Перчатки, чтобы не испачкать руки.
  • Немного чистой тряпки.
  • Хорошее освещение (переноска или фонарик).
  • И, конечно, немного терпения!

Перед началом работ убедитесь, что двигатель остыл, а зажигание выключено. Безопасность — прежде всего! Теперь, когда мы экипированы, можно переходить к самому интересному.

Способ первый: проверка на автомобиле

Самый простой и быстрый способ диагностики, не требующий снятия детали. Идеально, если вы хотите быстро понять, работает ли регулятор напряжения генератора ВАЗ или нет. Вам снова понадобится наш верный друг — мультиметр.

Вот пошаговая инструкция, как проверить регулятор напряжения ВАЗ 2110 или любой другой модели прямо на месте:

  1. Запустите двигатель и дайте ему поработать 5-10 минут на средних оборотах, чтобы прогреться.
  2. Переключите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DCV) до 20 В.
  3. Подключите красный щуп прибора к плюсовой клемме аккумулятора, а черный — к минусовой.
  4. Посмотрите на показания. Исправное реле должно выдавать напряжение в пределах 13.5–14.5 Вольт.

Если напряжение сильно ниже (например, 12 В) или, наоборот, зашкаливает за 15 В — это явный признак неисправности. Реле регулятор напряжения ВАЗ не справляется со своей работой и требует замены. Легко, правда?

Способ второй: проверка снятого реле

А что делать, если первый способ показал проблему, но вы хотите удостовериться на 100%? Тогда деталь нужно снять. Не пугайтесь, это не сложно. На большинстве ВАЗов реле регулятор крепится на задней крышке генератора всего двумя винтами.

После того как вы его демонтировали, можно устроить ему полную проверку. Для этого, помимо мультиметра, нам понадобится еще и лампочка на 12 В (например, от фары) или небольшой отрезок нихромовой проволоки. Мы соберем простейшую тестовую схему, которая имитирует работу генератора.

Подключите лампочку к щеткам реле, а затем подайте на него напряжение от аккумулятора или блока питания. Меняя напряжение, наблюдайте за лампочкой. При напряжении ниже 14.5 В она должна гореть, а при превышении этого порога — гаснуть. Если этого не происходит, ваша «интегралка» генератора ВАЗ точно отправилась на покой.

Видео: Как проверить генератор ВАЗ

Частые вопросы и проблемы

Многие задаются вопросом: «А можно ли отремонтировать реле?» Как правило, нет. Это неразборная и неремонтопригодная деталь. Гораздо проще и надежнее купить новое. Благо, стоит оно недорого, а замена занимает минут 15.

Еще один частый симптом — мигающая лампочка зарядки на панели приборов. Это тоже часто указывает на подыхающее реле регулятор. Оно начинает «шалить», и напряжение скачет. Не тяните с диагностикой, чтобы не попасть на стоимость нового аккумулятора.

Помните, что регулярная проверка напряжения в бортовой сети — это хорошая привычка ответственного автовладельца. Она помогает вовремя выявить проблему и избежать более серьезных и дорогих поломок. Ваш ВАЗ скажет вам спасибо!

Нормальные и аварийные показания напряжения
Состояние системы Показания мультиметра Диагноз
Исправная работа 13.5 — 14.5 В Всё в порядке!
Недозаряд Менее 13.2 В Реле или генератор неисправны
Перезаряд Более 14.8 В Реле регулятор требует замены