Что такое втягивающее реле и зачем его разбирать?
Слышали когда-нибудь этот противный щелчок под капотом, когда пытаетесь завести свою «десятку» или «четырнадцатую»? Двигатель даже не думает крутиться, а из стартера доносится лишь одинокий клац. Знакомо? Скорее всего, виновато втягивающее реле стартера. Это маленькое, но очень важное устройство, которое, по сути, является мощным выключателем. Оно не только подает ток на сам электродвигатель стартера, но и с помощью специальной вилки «выталкивает» его шестеренку, чтобы она вошла в зацепление с маховиком двигателя.
Когда это реле выходит из строя, машина превращается в очень неподвижный и тяжелый предмет. Но прежде чем бежать в магазин за новым узлом, знайте: часто ремонт втягивающего реле ВАЗ – дело поправимое своими руками. Элементарная чистка контактов или замена одного винтика могут вернуть его к жизни и сэкономить вам приличную сумму. Главное – понять, как подступиться к этой задаче, не навредив ни себе, ни автомобилю.
Итак, вы решили, что проблема именно в нем. Возможно, стартер молчит вообще, или он жужжит, но не цепляет маховик, или же реле щелкает, но не срабатывает. Это самые частые симптомы поломки. Не работает втягивающее на стартере ВАЗ? Не спешите паниковать. Давайте вместе разберемся, как его снять, аккуратно вскрыть и что искать внутри.
Видео: ЗАМЕНА ВТЯГИВАЮЩЕГО РЕЛЕ ВАЗ 2114 БЕЗ СЪЁМА СТАРТЕРА!!!!!
Подготовка к работе: что нам понадобится?
Как и в любом серьезном деле, здесь важна подготовка. Вам не потребуется гараж, полный супердорогого инструмента. Большинство необходимых вещей наверняка валяется у вас в ящике с инструментами. Итак, давайте составим список того, без чего не обойтись.
Вот что вам нужно будет приготовить:
- Набор рожковых и накидных ключей. Чаще всего нужны ключи на 13 и 15, но лучше иметь под рукой небольшой набор.
- Отвертки: крестовая и плоская, желательно с длинным жалом для большего рычага.
- Мультиметр для проверки электрики. Он поможет точно диагностировать проблему до и после разборки.
- Наждачная бумага или небольшой надфиль для зачистки контактов.
- Ветошь и, возможно, WD-40, если какие-то гайки прикипели.
Помните, безопасность – прежде всего! Обязательно отсоедините клеммы от аккумулятора перед началом любых работ со стартером. Вы же не хотите увидеть фейерверк из искр рядом с топливными магистралями? Вот и мы не хотим. Работайте на остывшем двигателе в хорошо освещенном месте.
Снимаем стартер и извлекаем реле
Теперь перейдем к самому интересному – демонтажу. На большинстве моделей ВАЗ, будь то 2110 или 2114, процесс очень похож. Стартер расположен в нижней части двигателя, со стороны коробки передач. Добраться до него бывает немного неудобно, но это выполнимая задача.
Сначала, как мы и договорились, скидываем минусовую клемму с аккумулятора. Затем находим стартер. К нему подходят два толстых провода: один от аккумулятора (постоянный плюс), а второй – управляющий, от замка зажигания. Аккуратно ключом на 10 или 13 откручиваем гайки крепления этих проводов и убираем их в сторону. Главное – запомнить, что куда было подключено, чтобы не перепутать при сборке.
Теперь нужно открутить сам стартер. Он обычно крепится двумя или тремя болтами к картеру сцепления. Здесь могут пригодиться удлинители для ключей или трещотка, так как пространство для маневра ограничено. Аккуратно выкрутите болты, придерживая стартер, чтобы он не упал вам на голову. После этого его можно вынуть наружу. Вот он, ваш «пациент»! Теперь можно открутить само втягивающее реле. Оно крепится к корпусу стартера обычно двумя или тремя длинными болтами. Открутили их – и реле отделено.
Аккуратная разборка и поиск неисправностей
Итак, у вас в руках заветная деталь. Как разобрать втягивающее реле ВАЗ, не сломав ничего лишнего? Внимательно осмотрите его корпус. Чаще всего он состоит из двух половинок, стянутых одним или двумя винтами. Эти винты могут быть спрятаны под заглушками или быть на виду. Аккуратно открутите их.
После этого корпус можно аккуратно разъединить. Внутри вы увидите катушку, сердечник (плунжер), который ходит внутрь и наружу, возвратную пружину и силовые контакты – два больших болта, к которым подключались провода. Вот они-то чаще всего и являются причиной всех бед. Со временем они подгорают, на них образуется нагар, который мешает прохождению тока.
Вот на что нужно обратить внимание при осмотре:
- Состояние силовых контактов. Сильный нагар и выгорание – явный признак необходимости чистки или замены.
- Целостность медных пластин внутри, которые замыкают эти контакты. Они могли подгореть или деформироваться.
- Целостность обмотки катушки. Проверить ее можно мультиметром в режиме измерения сопротивления. Оно должно быть небольшим, а не бесконечным (обрыв) или нулевым (короткое замыкание).
- Свободный ход сердечника и целостность возвратной пружины.
Чаще всего ремонт втягивающего реле стартера ВАЗ ограничивается зачисткой контактов и внутренней пластины мелкой наждачкой до блеска. Иногда эти медные контакты можно просто перевернуть, если они с другой стороны еще целые. После чистки обязательно продуйте все полости от пыли и мелкой стружки.
Видео: ЗАМЕНА ВТЯГИВАЮЩЕГО РЕЛЕ СТАРТЕРА ВАЗ 2110,2111,2112.
Сборка, установка и проверка
Все почистили, проверили, возможно, даже заменили какие-то детали? Отлично! Теперь нужно все собрать в обратном порядке. Установите сердечник и пружину на место, аккуратно совместите две половинки корпуса и стяните их винтом. Убедитесь, что ничего не перекошено и все движется свободно.
Прежде чем ставить реле обратно на стартер, можно провести простую проверку. Подайте на его управляющий контакт (маленький болтик) плюс от аккумулятора, а корпус подключите к минусу. Вы должны услышать четкий и громкий щелчок – это сердечник втянулся. Если щелчок есть – уже хорошо. Если его нет или он слабый – ищите проблему в обмотке.
Теперь устанавливаем реле на стартер, закручиваем крепежные болты. Ставим стартер на место в motorный отсек, подключаем все провода (не перепутайте!) и в последнюю очередь – надеваем клемму на аккумулятор. Момент истины! Садитесь за руль и поверните ключ зажигания. Слышите бодрое урчание заведенного двигателя? Поздравляем! Ремонт втягивающего реле стартера ВАЗ завершен успешно, и вы только что сэкономили деньги и прокачали свои навыки автомеханика.
| Симптом | Возможная причина | Решение |
|---|---|---|
| Щелчок, но стартер не крутит | Подгорели силовые контакты реле | Зачистить или заменить контакты |
| Стартер крутит, но не цепляет маховик | Заклинило сердечник, сломана вилка | Проверить ход сердечника, заменить вилку |
| Полное отсутствие реакции (нет щелчка) | Обрыв в обмотке катушки, нет управляющего сигнала | Прозвонить обмотку, проверить проводку от замка зажигания |
