Не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2107: причины и ремонт

Что делать, если не работает вентилятор охлаждения на ВАЗ 2107?

Представьте ситуацию: вы в пробке, за окном +30, а стрелка температуры на панели приборов вашей «семёрки» упорно ползёт в красную зону. Вы уже слышите лёгкий запах антифриза и понимаете — что-то не так. А ведь всё могло бы быть иначе, если бы вовремя заработал вентилятор охлаждения. Знакомая картина? Давайте разбираться, почему не работает вентилятор на ВАЗ 2107 и что с этим делать.

Эта проблема — одна из самых частых «летних» неприятностей у владельцев классических Жигулей. Игнорировать её нельзя — последствия могут быть серьёзными, вплоть до капитального ремонта двигателя. Но хорошая новость в том, что в 80% случаев причину можно найти и устранить самостоятельно, даже без специального образования.

Итак, вы открыли капот и видите, что вентилятор молчит, хотя двигатель уже явно перегревается. Не паникуйте! Система охлаждения ВАЗ 2107 проста как три копейки, и мы шаг за шагом пройдёмся по всем возможным точкам отказа.

Видео: Не включается вентилятор охлаждения Ваз 2107 инжектор Не типичный случай

Основные причины, почему не работает вентилятор охлаждения

Почему же не работает вентилятор на вашей «семёрке»? Причин на самом деле не так много, и все они обычно лежат на поверхности. Самые частые «виновники» — это предохранитель, датчик включения или проблемы с проводкой. Реже — сам электродвигатель вентилятора.

Давайте представим путь электрического тока. Он начинается от аккумулятора, проходит через предохранитель, затем через датчик температуры и только потом попадает на моторчик вентилятора. Обрыв или плохой контакт на любом из этих этапов — и вентилятор молчит. Логично, правда?

Кстати, а вы знали, что на карбюраторных ВАЗ 2107 стоит всего один датчик включения вентилятора? В отличие от инжекторных авто, где их может быть два. Эта простота — большой плюс для самостоятельного ремонта!

Проверяем предохранитель — первое, что нужно сделать

С чего начать поиск причины, если не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2107? Конечно же, с предохранителя! Это самый простой и быстрый этап диагностики. Находим монтажный блок (он находится под панелью приборов со стороны водителя) и ищем предохранитель F4 на 16 А.

Как его проверить? Достаньте его и посмотрите на свет — если металлическая перемычка внутри целая, значит, с ним всё в порядке. Если перегорел — просто замените на новый такой же номинала. Но помните: предохранители не сгорают просто так! Если он перегорает снова, ищите короткое замыкание в проводке.

Кстати, бывает и такое, что предохранитель выглядит целым, но контакты в блоке окислились. Просто почистите их и плотно вставьте предохранитель обратно — иногда это решает проблему.

Проверяем датчик включения вентилятора

Если с предохранителем всё в порядке, следующая на очереди — проверка датчика включения вентилятора. Этот маленький приборчик вкручен в правую часть радиатора (если стоять лицом к автомобилю). Именно он отвечает за подачу напряжения на моторчик, когда температура охлаждающей жидкости достигает примерно 92-95 градусов.

Как проверить датчик? Есть два простых способа. Первый: на прогретом двигателе снимите с датчика клемму и замкните её на массу (например, на корпус автомобиля). Если вентилятор заработал — датчик неисправен и требует замены. Второй способ: выкрутите датчик и опустите его в кипяток — он должен сработать.

Не забудьте перед проверкой датчика убедиться, что в системе достаточно охлаждающей жидкости! Если её уровень ниже нормы, датчик может просто «не чувствовать» температуру и не включаться.

Диагностика электродвигателя вентилятора

А что если и предохранитель цел, и датчик исправен, а вентилятор всё равно не работает? Тогда вероятная причина — в самом электродвигателе. Но не спешите его менять! Сначала проверьте, поступает ли на него напряжение.

Снимите разъём с мотора вентилятора и подключите к нему два провода напрямую от аккумулятора. Если моторчик заработал — проблема в подводящей проводке. Если нет — придётся менять весь вентилятор в сборе. Кстати, иногда помогает лёгкое постукивание по корпусу мотора — щётки могли «залипнуть».

Не забудьте проверить и «массу» — плохой контакт с кузовом тоже может быть причиной неработающего вентилятора. Очистите контактные поверхности от грязи и окисла.

Проверка проводки — ищем обрывы и плохие контакты

Проводка — слабое место любого автомобиля возрастом 20+ лет. Со временем провода перетираются, изоляция трескается, контакты окисляются. Поэтому если не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2107, причина может быть именно в этом.

Внимательно осмотрите все провода, идущие к вентилятору, датчику и предохранителю. Особое внимание уделите местам, где провода проходят near острых кромок кузова или двигателя. И не забудьте про разъёмы — они часто окисляются и теряют контакт.

Для более точной проверки вам понадобится мультиметр. С его помощью можно «прозвонить» цепь от предохранителя до датчика и от датчика до мотора вентилятора. Нашли обрыв? Замените провод или хотя бы сделайте качественную скрутку с изоляцией.

Что делать, если вентилятор не работает в движении?

Бывает и такая ситуация: на холостых оборотах вентилятор включается исправно, но при движении перестаёт работать. В чём же дело? Скорее всего, проблема в натяжении ремня генератора или в самом генераторе.

Дело в том, что при движении нагрузка на электросеть автомобиля возрастает, и если генератор не справляется с подзарядкой аккумулятора, напряжение в сети падает. А низкое напряжение — первая причина отказа электроприборов, включая вентилятор охлаждения.

Проверьте напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. Оно должно быть в пределах 13,8-14,5 В. Если ниже — ищите причину в генераторе или ремне его привода.

Видео: Причины по которой не работает вентилятор на Ваз 2105 — 2107

Профилактика проблем с системой охлаждения

Лучший ремонт — это профилактика! Чтобы не столкнуться с проблемой, когда не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2107, соблюдайте несколько простых правил:

  • Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости и состояние патрубков
  • Раз в год очищайте радиатор от грязи и насекомых
  • Периодически проверяйте работу вентилятора, замыкая контакты датчика
  • Следите за чистотой контактов и состоянием проводки

Помните: перегрев двигателя — это не шутки. Всего несколько минут работы в красной зоне температуры могут привести к деформации головки блока цилиндров и дорогостоящему ремонту. Поэтому при первых признаках неисправности вентилятора принимайте меры.

Надеемся, эта статья помогла вам разобраться, почему не работает вентилятор на вашей «семёрке». Как видите, ничего сверхсложного здесь нет. Главное — действовать последовательно и не паниковать. Удачи на дорогах и пусть ваш вентилятор работает как часы!