Что такое датчик холостого хода и зачем его проверять?
Друзья-автолюбители, знакомо чувство, когда ваша «Лада» на холостых оборотах ведет себя как капризный ребенок? То мотор вот-вот заглохнет, то обороты скачут непонятно почему. Чаще всего виновником таких танцев является маленький, но важный элемент — датчик холостого хода (ДХХ), или, как его еще называют, регулятор холостого хода (РХХ).
Это устройство отвечает за стабильную работу двигателя, когда вы стоите на светофоре или прогреваете машину. Оно регулирует подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. Если он выходит из строя, начинаются проблемы: машина глохнет на холостом ходу, плохо заводится, а обороты плавают. Звучит знакомо? Тогда эта статья для вас!
Проверить датчик холостого хода на ВАЗ самостоятельно — не такая уж и сложная задача. Это сэкономит вам деньги на диагностике и даст понимание того, как работает ваш автомобиль. Не нужно быть гуру автослесарного дела, достаточно иметь базовый набор инструментов и немного терпения.
Видео: Как проверить РХХ (регулятор холостого хода) признаки неисправности РХХ не стандартная проблема
Где находится этот загадочный датчик?
Прежде чем что-то проверять, нужно найти объект наших исследований. Регулятор холостого хода на автомобилях ВАЗ обычно находится на корпусе дроссельного узла. Чтобы до него добраться, не нужно разбирать полмашины.
Откройте капот и найдите воздушный фильтр. От него идет большой резиновый патрубок к дроссельной заслонке. Непосредственно на корпусе этой заслонки и притаился наш герой. Он крепится на двух винтах (иногда они посажены на лак, что усложняет задачу) и имеет электрический разъем. Ориентируйтесь на небольшую черную «таблетку» с контактами.
Совет: перед тем как проверить ДХХ ВАЗ, обязательно снимите клемму с аккумулятора. Это обезопасит вас и электронику автомобиля от случайных коротких замыканий. Безопасность прежде всего!
Самый простой способ проверки: на слух и на глаз
А знаете ли вы, что первую диагностику можно провести, даже не снимая датчик с машины? Это быстрый и грубый метод, который может указать на очевидные проблемы.
Попросите помощника повернуть ключ зажигания (но не запускать двигатель!). В этот момент исправный регулятор холостого хода должен издать легкий щелчок и немного выдвинуть свою запорную иглу. Если вы не слышите щелчка и не видите движения — это серьезный повод для более детальной проверки.
Еще один народный метод — легонько постучать по корпусу датчика чем-то неметаллическим (например, рукояткой отвертки) при работающем, но неустойчивом двигателе. Если после постукиваний работа мотора временно нормализуется, значит, в датчике есть неисправность, скорее всего, подгорели контакты.
Как проверить РХХ на ВАЗ мультиметром
Вот мы и подошли к самому надежному методу диагностики. Для него нам понадобится мультиметр — недорогой прибор, который есть у любого уважающего себя автолюбителя. С его помощью мы проверим сопротивление обмоток датчика.
Аккуратно снимите датчик с дроссельного узла, открутив два крепежных винта. Отсоедините электрический разъем. Теперь возьмите мультиметр и переведите его в режим измерения сопротивления (Омы).
Проверка осуществляется в два этапа:
- Подсоедините щупы мультиметра к контактам A и B, а затем к C и D на колодке датчика. В исправном состоянии сопротивление между этими парами должно быть в пределах 40-80 Ом.
- Теперь проверьте сопротивление между контактами A и C, а также B и D. Прибор должен показывать бесконечность (обрыв цепи). Если это не так, и вы видите какое-то сопротивление, датчик неисправен.
Если результаты измерений не соответствуют норме, датчик холостого хода подлежит замене. Он не ремонтируется, а меняется в сборе. Не пытайтесь его разбирать — это бесполезно.
Видео: проверка ДМРВ при помощи мультиметра на ВАЗ 2114
Что делать, если датчик оказался исправен?
Бывает и так: вы проверили датчик хх ваз мультиметром, он показывает идеальные параметры, а проблемы с холостыми оборотами никуда не делись. Не спешите расстраиваться! Виной всему может быть не сам регулятор, а его посадочное место.
Часто канал, в который ходит игла датчика, банально забивается грязью и нагаром. Из-за этого игла не может нормально ходить и регулировать поток воздуха. Осторожно прочистите этот канал и посадочное место с помощью средства для очистки карбюратора и ватной палочки. Будьте аккуратны, не повредите внутреннюю поверхность.
Также не забудьте проверить напряжение, которое приходит на разъем датчика. Снова используйте мультиметр, но уже в режиме измерения постоянного напряжения (Вольты). При включенном зажигании на контактах разъема должно быть около 12 В. Если напряжения нет — проблема в проводке или предохранителе.
Надеемся, эта инструкция помогла вам разобраться, как проверить датчик холостого хода на ВАЗ. Как видите, ничего сверхсложного здесь нет. С этой задачей справится большинство автовладельцев. Главное — делать все аккуратно и последовательно. Удачи на дорогах, и пусть обороты вашего двигателя всегда будут стабильными!
