Как поменять цепь ГРМ на ВАЗ 2101-2107 своими руками: подробная инструкция

Зачем менять цепь ГРМ на ВАЗ и когда это нужно делать?

Друзья, а вы замечали, что мотор вашего железного коня стал работать как-то громче обычного? Слышен странный шелест или даже легкий стук со стороны двигателя? Возможно, это цепь газораспределительного механизма (ГРМ) просит замены. Цепь — это важнейший элемент, который синхронизирует работу коленвала и распредвала, то есть обеспечивает правильное открытие и закрытие клапанов в нужный момент. Если она износится или растянется, мотор начнет работать неправильно, потеряет мощность, а в худшем случае может и вовсе выйти из строя.

Как понять, что пришло время задуматься о замене? Вот несколько явных признаков: повышенный шум из-под клапанной крышки, трудности с запуском двигателя, плавающие обороты на холостом ходу. Самый верный способ проверки — это измерить натяжение цепи. Но если вы не уверены в своих силах, лучше доверить диагностику специалисту. Помните, что своевременная замена цепи ГРМ — это инвестиция в долгую и беспроблемную жизнь двигателя вашего ВАЗа.

Многие задаются вопросом: «А можно ли отложить замену?» Шутка ли, поменять цепь ГРМ на ВАЗ 2106 или другой классической модели? Отвечаем: лучше не рисковать. Сильный износ может привести к перескакиванию цепи на зубчик, что нарушит фазы газораспределения. В итоге клапана могут встретиться с поршнями, а это уже капитальный ремонт двигателя. Согласитесь, замена цепи — куда более простая и дешевая процедура.

Видео: Замена цепи ГРМ ВАЗ 2107 своими руками

Что нам понадобится для работы?

Прежде чем лезть в недра двигателя, давайте подготовим весь необходимый инструмент и запчасти. Поверьте, когда руки в масле, бегать в магазин за недостающей мелочью — то еще удовольствие. Итак, готовим следующий набор:

  • Новая цепь ГРМ (желательно качественная, не экономьте на этом!)
  • Новый комплект натяжителя и успокоителя цепи
  • Новая прокладка крышки ГРМ и прокладка клапанной крышки
  • Ключи и головки (в основном на 10, 13, 17, 19)
  • Съемник для стопорной шайбы звездочки распредвала (очень полезная штука!)
  • Монтировка или мощная плоская отвертка
  • Чистые тряпки и герметик

Обязательно купите качественные запчасти. Дешевые аналоги могут выйти из строя очень быстро, и всю работу придется переделывать. Не забывайте и про моторное масло и антифриз — при снятии кожуха ГРМ вам, скорее всего, придется слить охлаждающую жидкость. Теперь, когда все готово, можно приступать к самому интересному.

А вы знаете, что правильный инструмент — это уже половина успеха? Особенно важен съемник для стопорной шайбы. Без него снять звездочку с распредвала будет крайне проблематично. Если его нет под рукой, можно попробовать аккуратно использовать монтировку, но это требует большой осторожности, чтобы не повредить соседние элементы.

Пошаговая инструкция: как снять старую цепь

Итак, приступим к самому главному — как поменять цепь ГРМ на ВАЗ 2107 карбюратор или инжектор. Процесс очень похож для большинства классических моделей. Первым делом обесточьте автомобиль, снимите минусовую клемму с аккумулятора. Затем нужно слить антифриз и моторное масло. Да, работа предстоит грязная, но что поделать! Следующий шаг — демонтаж всех элементов, которые мешают добраться до крышки ГРМ: вентилятор радиатора, ремни генератора и насоса ГУР, сам генератор.

После этого можно открутить крышку ГРМ. Перед вами откроется вид на саму цепь, звездочки и натяжитель. Теперь самое важное — выставить метки! Коленвал нужно провернуть так, чтобы метка на его звездочке совпала с меткой на блоке цилиндров. А метка на звездочке распредвала должна совпасть с меткой на задней крышке. Запомните это положение! Это ключевой момент, без которого правильная установка цепи ГРМ ВАЗ 2106 невозможна.

Теперь можно ослабить и снять натяжитель цепи. После этого снимите стопорную шайбу и аккуратно снимите звездочку распредвала вместе со старой цепью. Вот и все, старая цепь у вас в руках! Не забудьте тщательно очистить посадочные места от старой грязи и масла. Проверьте состояние зубьев на звездочках. Если они сильно изношены, их тоже лучше заменить.

Установка новой цепи и сборка

Теперь берем новую цепь. Как установить цепь ВАЗ 2107 правильно? Все очень просто: действуем в обратном порядке. Наденьте новую цепь на звездочку распредвала и аккуратно установите ее на место, совместив шлицы. Не забудьте зафиксировать ее стопорной шайбой. Теперь наденьте цепь на звездочку коленвала. Важно убедиться, что метки не сбились! Они должны быть выставлены идеально.

После этого устанавливаем новый натяжитель и успокоитель цепи. Натяжитель нужно затянуть до момента, пока цепь не будет провисать, но и не перетягивайте ее. Цепь должна быть натянута равномерно, без перекосов. Теперь можно несколько раз провернуть коленвал за болт (только по часовой стрелке!) и снова проверить совпадение меток. Если все на месте — отлично! Если метки ушли, придется повторить процедуру установки.

Далее ставим на место все снятые элементы: крышку ГРМ с новой прокладкой (можно немного промазать герметиком), генератор, ремни, радиатор. Заливаем новое масло и антифриз. Запускаем двигатель и даем ему немного поработать на холостых оборотах. Прислушайтесь: посторонних шумов быть не должно. Если все тихо и ровно — вы большой молодец! Вы только что самостоятельно поменяли цепь ГРМ.

Видео: Как натянуть цепь ГРМ ВАЗ-2107

Частые ошибки и полезные советы

Что чаще всего упускают из виду при замене? Самая главная ошибка — это невнимательность к меткам. Если неправильно выставить метки ГРМ на ВАЗ 2106, двигатель будет работать с перебоями или вообще не запустится. Второй момент — экономия на запчастях. Не ставьте старые изношенные успокоители и натяжители вместе с новой цепью. Они быстро придут в негодность и сведут на нет всю вашу работу.

Еще один совет: во время работы обязательно помечайте положение звездочек и распредвала мелом или маркером. Это поможет вам не сбиться и все собрать правильно. И не торопитесь! Эта работа не любит спешки. Лучше потратить лишний час, но сделать все качественно, чем потом переделывать все заново из-за мелкой ошибки.

Ну что, как вам процесс? Не так страшен черт, как его малюют, правда? Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2103 или другой классике — это вполне посильная задача для любого автолюбителя с прямыми руками и желанием разобраться. Главное — быть внимательным и аккуратным. Удачи вам в этом нехитром, но таком важном деле! Ваш ВАЗ будет еще долго радовать вас бесперебойной работой.