Почему плавают обороты и глохнет ВАЗ: разбираемся вместе
Знакомая ситуация? Заводите машину, а стрелка тахометра начинает танцевать джигу: то вверх, то вниз. Двигатель работает неровно, подергивается, а то и вовсе глохнет на холостом ходу. Не спешите паниковать! С этой проблемой сталкивается почти каждый владелец отечественного автомобиля. Давайте вместе разберемся, в чем же причина такого поведения вашего железного коня и что можно сделать своими силами.
Чаще всего виноваты не какие-то сложные и дорогие узлы, а системы, отвечающие за подачу воздуха и топлива. Это хорошая новость, ведь многие неисправности можно диагностировать и устранить в собственном гараже без специального оборудования. Главное — подойти к делу системно и проверять все по порядку.
Итак, начнем наше расследование. Мы пройдемся по всем основным «подозреваемым» и расскажем, как проверить каждый из них. Готовы? Поехали!
Видео: Глохнет на ходу | Плавают обороты | Решение проблемы 2114, 2113, 2115 и другие Лады/ВАЗ
Главные виновники: датчики и система подачи воздуха
Современный двигатель — это не просто механика, а целый оркестр, которым дирижирует электронный блок управления (ЭБУ). Он считывает показания с множества датчиков и на их основе решает, сколько подать топлива и воздуха. Сбой в работе даже одного из них может привести к тому, что обороты двигателя плавают и машина глохнет.
Первый кандидат на проверку — Датчик Массового Расхода Воздуха (ДМРВ). Этот маленький, но очень важный элемент считает количество воздуха, поступающего в двигатель. Если он загрязнен или вышел из строя, он начинает врать блоку управления. Тот, в свою очередь, неправильно готовит топливную смесь, что и приводит к неустойчивой работе на холостом ходу. Как проверить? Иногда помогает аккуратная чистка специальным средством, но часто требуется замена.
Второй частый гость в нашем списке — Датчик Положения Дроссельной Заслонки (ДПДЗ). Он сообщает компьютеру, насколько вы нажали на педаль газа. Если его контакты износились, ЭБУ получает неверную информацию и не может правильно отрегулировать холостой ход. Проверить его мультиметром не так уж и сложно!
И не забудем про Регулятор Холостого Хода (РХХ). Это такой маленький моторчик, который по команде ЭБУ приоткрывает или закрывает канал для подачи воздуха в обход дроссельной заслонки. Именно он отвечает за поддержание стабильных оборотов, когда вы стоите на светофоре. Если он заклинил или загрязнен, стабильности ждать не приходится. Его часто можно почистить, вернув к жизни.
Топливная система и зажигание: ищем проблемы здесь
А что если воздух подается как надо, а беда кроется в другом? Двигатель может глохнуть на холостых оборотах и из-за проблем с топливом или искрой. Давайте копнем глубже.
Виновником может быть банальное засорение топливного фильтра. Если он давно не менялся, бензин поступает к двигателю с трудом, под большим давлением. На высоких оборотах это может быть не так заметно, а вот на холостых — сразу. Мотор начинает «задыхаться» и в итоге глохнет. Решение простое и недорогое — замена фильтра.
Нестабильную работу может вызывать и неисправность свечей зажигания или высоковольтных проводов. Вы когда-нибудь видели, как ночью под капотом бегают «синие молнии»? Это яркий признак пробоя. Искра уходит не туда, куда нужно, а топливо в одном из цилиндров не сгорает. Мотор троит, вибрирует, и обороты плавают. Проверьте свечи: нагар, большой зазор — все это причины для замены.
Не стоит сбрасывать со счетов и давление в топливной рампе. Слабый бензонасос или заклинивший регулятор давления могут не обеспечивать нужное количество топлива. Проверить это можно манометром. Слабое давление — ищем причину в насосе или регуляторе.
Механические проблемы и скрытые враги
Бывает и так, что все датчики в порядке, искра есть, бензин течет, а проблема никуда не уходит. В чем же дело? Возможно, причина кроется в механическом износе или скрытых утечках.
Одна из самых коварных проблем — подсос неучтенного воздуха. Это когда воздух попадает во впускной коллектор в обход ДМРВ, через неплотности. ЭБУ об этом не знает и готовит смесь, исходя из тех данных, что у него есть. В результате смесь становится бедной, и мотор работает неустойчиво. Где искать утечки?
- Шланги и патрубки системы вентиляции картера (часто трескаются от времени).
- Прокладка впускного коллектора (может «поплыть» от перегрева).
- Уплотнительные кольца форсунок (дубеют и пропускают воздух).
Проверить это можно простым способом: побрызгать на suspiciousные места при работающем двигателе очистителем карбюратора. Если обороты momentarily вырастут — вы нашли дыру!
Не забываем и о засорении дроссельной заслонки
Итак, список возможных причин велик. С чего же начать поиск, если у вас на ВАЗ 2110 или 2111 плавают обороты и он глохнет? Не бросайтесь сразу покупать все новые датчики! Начните с самого простого и бесплатного. Первым делом, проведите визуальный осмотр. Откройте капот и внимательно посмотрите на все резиновые патрубки. Нет ли на них трещин? Не слетели ли они со штуцеров? Заведите двигатель и прислушайтесь: нет ли характерного шипения, которое выдает утечку воздуха? Это самый быстрый и эффективный способ найти проблему. Если с воздухом все в порядке, вспомните, когда вы последний раз меняли свечи и фильтры (и воздушный, и топливный). Регулярное техническое обслуживание — лучшая профилактика таких проблем. Часто причина плавающих оборотов кроется именно в этом. Если простые методы не помогли, придется копать глубже. Но теперь вы вооружены знаниями и понимаете, в каком направлении двигаться. Помните, что часто проблема не одна, а есть целая цепочка мелких неисправностей. Удачи в ремонте, и пусть ваш автомобиль работает ровно и стабильно!Видео: Плавают обороты? Двигатель глохнет? Появились провалы и рывки? (ПРОБЛЕМА РЕШЕНА) ВАЗ 2110-2112
Что делать и с чего начать?
