Регулировка клапанов на ВАЗ своими руками: инструкция для начинающих

Зачем вообще регулировать клапана на ВАЗ?

Вы когда-нибудь слышали характерный цокающий звук из-под капота? Знакомо? Скорее всего, это «поют» клапана. А если серьезно, то это первый звоночек, что зазоры требуют вашего внимания. Регулировка клапанов на двигателе ВАЗ — это не прихоть, а необходимая процедура для здоровья вашего железного коня.

Представьте, что клапана — это легкие двигателя. Они вовремя открываются и закрываются, чтобы впустить воздух с топливом и выпустить выхлопные газы. Со временем из-за трения и нагрева зазор между деталями меняется. Слишком маленький зазор? Клапан может не закрыться до конца и подгореть. Слишком большой? Появится тот самый противный стук и двигатель потеряет мощность. Нужна золотая середина!

Так когда же нужна регулировка зазоров на ВАЗ? Обычно это делают каждые 15-20 тысяч км пробега, но лучше заглянуть в руководство к вашей конкретной модели. Если машина стала хуже заводиться, потеряла в динамике или появился шум — не тяните. Лучше перестраховаться.

Видео: Регулировка клапанов на двигателе ВАЗ 2110 своими руками. Инструкция!

Что нам понадобится для работы?

Прежде чем лезть в недра двигателя, давайте подготовим инструменты. Не волнуйтесь, вам не нужен целый гараж. Большинство из этого уже есть у любого автолюбителя.

Вот основной набор для регулировки клапанов ВАЗ:

  • Набор гаечных ключей и головок (чтобы снять клапанную крышку).
  • Щуп для регулировки клапанов. Это главный измерительный инструмент! Толщина щупа обычно указана в мануале (например, 0.15 мм для впускных и 0.20 мм для выпускных на многих моделях).
  • Ключ для проворачивания коленвала (подойдет и обычный большой ключ на «36»).
  • Чистая ветошь и немного герметика для установки крышки обратно.
  • Хорошее освещение и немного терпения.

Обязательно дайте двигателю полностью остыть! Регулировать «на горячую» — грубая ошибка. Металл расширяется при нагреве, и все ваши замеры будут неверными. Лучше работать утром на холодную машину.

Как правильно выставить клапана на ВАЗ: пошаговая инструкция

Итак, инструменты готовы, двигатель остыл. Пора за работу! Не бойтесь, все проще, чем кажется. Главное — делать все последовательно.

Сначала снимите воздушный фильтр (если он мешает) и клапанную крышку. Под ней вы увидите коромысла и кулачки распредвала. Теперь нужно выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. Как это сделать? Аккуратно проворачивайте коленвал за болт до тех пор, пока метки на шкиве и передней крышке двигателя не совпадут. В этот момент оба клапана первого цилиндра будут закрыты (так называемое положение «перекрытия»).

Теперь о самом главном — схеме порядка регулировки клапанов ВАЗ. Запомните эту магическую последовательность: 1-3-5-2-4 (для 8-клапанного двигателя). Это значит, что после регулировки первого цилиндра, проворачиваем коленвал на 180 градусов и регулируем третий, потом пятый и так далее. Для наглядности, вот небольшая таблица порядка действий:

Положение коленвала Какие клапана регулируем
Метки совпали (1-й цилиндр в ВМТ) 1-й цилиндр (впускной и выпускной)
Поворот на 180° 3-й цилиндр
Еще поворот на 180° 5-й цилиндр
Еще поворот на 180° 2-й цилиндр
Еще поворот на 180° 4-й цилиндр

Вставляйте щуп нужной толщины между кулачком распредвала и коромыслом каждого клапана. Он должен входить с легким защемлением. Если щуп болтается или не лезет — ослабьте контргайку на регулировочном болте и выставьте идеальный зазор. После затяжки контргайки снова проверьте щупом — иногда зазор может уплыть.

Видео: Регулировка клапанов на ВАЗ-2106

Частые ошибки и полезные советы

Даже бывалые мастера иногда ошибаются. Давайте разберем самые частые косяки, чтобы вы их избежали. Самая популярная ошибка — регулировка на горячем двигателе. Мы уже говорили об этом, но это так важно, что стоит повторить!

Вторая ошибка — неправильный порядок. Если перепутать последовательность цилиндров, то вся работа пойдет насмарку. Двигатель будет работать неровно, с провалами. Всегда сверяйтесь со схемой регулировки клапанов ваз 2108-21099 или для вашей конкретной модели. Для карбюраторных ВАЗов 2108-2109, 2106 порядок обычно одинаковый — 1-3-5-2-4.

Не перетягивайте контргайки! Сорванная резьба — это лишняя головная боль. И не забудьте после всей процедуры аккуратно поставить на место клапанную крышку с новым уплотнителем или герметиком, чтобы потом не бороться с течью масла. Теперь вы знаете, как отрегулировать клапана на ВАЗ своими руками и сэкономить на услугах автосервиса. Удачи на дорогах!