Зачем вообще регулировать клапана на ВАЗ?
Вы когда-нибудь слышали характерный цокающий звук из-под капота? Знакомо? Скорее всего, это «поют» клапана. А если серьезно, то это первый звоночек, что зазоры требуют вашего внимания. Регулировка клапанов на двигателе ВАЗ — это не прихоть, а необходимая процедура для здоровья вашего железного коня.
Представьте, что клапана — это легкие двигателя. Они вовремя открываются и закрываются, чтобы впустить воздух с топливом и выпустить выхлопные газы. Со временем из-за трения и нагрева зазор между деталями меняется. Слишком маленький зазор? Клапан может не закрыться до конца и подгореть. Слишком большой? Появится тот самый противный стук и двигатель потеряет мощность. Нужна золотая середина!
Так когда же нужна регулировка зазоров на ВАЗ? Обычно это делают каждые 15-20 тысяч км пробега, но лучше заглянуть в руководство к вашей конкретной модели. Если машина стала хуже заводиться, потеряла в динамике или появился шум — не тяните. Лучше перестраховаться.
Видео: Регулировка клапанов на двигателе ВАЗ 2110 своими руками. Инструкция!
Что нам понадобится для работы?
Прежде чем лезть в недра двигателя, давайте подготовим инструменты. Не волнуйтесь, вам не нужен целый гараж. Большинство из этого уже есть у любого автолюбителя.
Вот основной набор для регулировки клапанов ВАЗ:
- Набор гаечных ключей и головок (чтобы снять клапанную крышку).
- Щуп для регулировки клапанов. Это главный измерительный инструмент! Толщина щупа обычно указана в мануале (например, 0.15 мм для впускных и 0.20 мм для выпускных на многих моделях).
- Ключ для проворачивания коленвала (подойдет и обычный большой ключ на «36»).
- Чистая ветошь и немного герметика для установки крышки обратно.
- Хорошее освещение и немного терпения.
Обязательно дайте двигателю полностью остыть! Регулировать «на горячую» — грубая ошибка. Металл расширяется при нагреве, и все ваши замеры будут неверными. Лучше работать утром на холодную машину.
Как правильно выставить клапана на ВАЗ: пошаговая инструкция
Итак, инструменты готовы, двигатель остыл. Пора за работу! Не бойтесь, все проще, чем кажется. Главное — делать все последовательно.
Сначала снимите воздушный фильтр (если он мешает) и клапанную крышку. Под ней вы увидите коромысла и кулачки распредвала. Теперь нужно выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. Как это сделать? Аккуратно проворачивайте коленвал за болт до тех пор, пока метки на шкиве и передней крышке двигателя не совпадут. В этот момент оба клапана первого цилиндра будут закрыты (так называемое положение «перекрытия»).
Теперь о самом главном — схеме порядка регулировки клапанов ВАЗ. Запомните эту магическую последовательность: 1-3-5-2-4 (для 8-клапанного двигателя). Это значит, что после регулировки первого цилиндра, проворачиваем коленвал на 180 градусов и регулируем третий, потом пятый и так далее. Для наглядности, вот небольшая таблица порядка действий:
| Положение коленвала | Какие клапана регулируем |
|---|---|
| Метки совпали (1-й цилиндр в ВМТ) | 1-й цилиндр (впускной и выпускной) |
| Поворот на 180° | 3-й цилиндр |
| Еще поворот на 180° | 5-й цилиндр |
| Еще поворот на 180° | 2-й цилиндр |
| Еще поворот на 180° | 4-й цилиндр |
Вставляйте щуп нужной толщины между кулачком распредвала и коромыслом каждого клапана. Он должен входить с легким защемлением. Если щуп болтается или не лезет — ослабьте контргайку на регулировочном болте и выставьте идеальный зазор. После затяжки контргайки снова проверьте щупом — иногда зазор может уплыть.
Видео: Регулировка клапанов на ВАЗ-2106
Частые ошибки и полезные советы
Даже бывалые мастера иногда ошибаются. Давайте разберем самые частые косяки, чтобы вы их избежали. Самая популярная ошибка — регулировка на горячем двигателе. Мы уже говорили об этом, но это так важно, что стоит повторить!
Вторая ошибка — неправильный порядок. Если перепутать последовательность цилиндров, то вся работа пойдет насмарку. Двигатель будет работать неровно, с провалами. Всегда сверяйтесь со схемой регулировки клапанов ваз 2108-21099 или для вашей конкретной модели. Для карбюраторных ВАЗов 2108-2109, 2106 порядок обычно одинаковый — 1-3-5-2-4.
Не перетягивайте контргайки! Сорванная резьба — это лишняя головная боль. И не забудьте после всей процедуры аккуратно поставить на место клапанную крышку с новым уплотнителем или герметиком, чтобы потом не бороться с течью масла. Теперь вы знаете, как отрегулировать клапана на ВАЗ своими руками и сэкономить на услугах автосервиса. Удачи на дорогах!
