Правильная установка зажигания на ВАЗ 2106: почему это так важно?
Задумывались ли вы, почему ваша «шестерка» иногда капризничает: то плохо заводится, то стреляет в карбюратор, а то и вовсе ест бензин как не в себя? В 80% случаев виновато неправильно выставленное зажигание! Правильная установка зажигания на ВАЗ 2106 — это не просто пунктик для перфекционистов, а реальная экономия денег на топливе и ремонте. Представьте: мотор работает ровно, машина едет бодро, а на заправку вы заезжаете заметно реже. Звучит заманчиво, правда?
Когда угол опережения зажигания выставлен верно, топливная смесь воспламеняется в оптимальный момент — как раз перед приходом поршня в верхнюю мертвую точку. Слишком раннее зажигание заставит мотор «стрелять» и детонировать, а позднее — лишит машину мощности и увеличит расход. На карбюраторных двигателях, как у ВАЗ 2106, эта настройка особенно критична.
Хорошая новость в том, что установка меток зажигания ВАЗ 2106 — процедура, доступная даже начинающему автолюбителю. Не нужно быть семи пядей во лбу или иметь гараж, полный специального инструмента. Достаточно базового набора ключей, стробоскопа (или обычной контрольной лампы) и нашего понятного руководства!
Видео: Как выставить зажигания на ваз классика(установка зажигания) 2101-2107
Что понадобится для работы: готовим инструменты
Прежде чем лезть под капот, давайте подготовим всё необходимое. Поверьте, нет ничего хуже, чем начинать ремонт и понимать, что нужного ключа нет под рукой! Для установки зажигания на ваз 6 нам потребуется минимальный набор:
- Ключ на 13 для ослабления болта крепления трамблера
- Стробоскоп (желательно, но можно обойтись и контрольной лампой на 12В)
- Ключ для проворачивания коленвала (подойдет и на 36, но обычно хватает и кривого стартера)
- Чистая тряпка и немного терпения
Если стробоскопа нет — не беда! Наши деды прекрасно выставляли зажигание с помощью обычной лампочки. Просто возьмите патрон с лампой на 12В и два провода длиной около метра. Это будет наша самодельная «контролька».
Кстати, перед началом работ не забудьте заглушить двигатель и поставить машину на ручной тормоз. Безопасность — это не просто слово, а необходимость! Также рекомендуется дать мотору немного остыть, если вы только что приехали.
Поиск меток: где что искать под капотом
Теперь переходим к самому интересному — поиску меток. На ВАЗ 2106 есть три основные метки, которые нам нужны. Первая и самая важная находится на шкиве коленвала. Вы увидите там риску, которая должна совпасть с меткой на крышке газораспределительного механизма.
На крышке ГРМ вы найдете три метки: две короткие и одну длинную. Длинная метка соответствует верхней мертвой точке (ВМТ), а короткие — углам опережения в 5 и 10 градусов. Для правильной установки зажигания на ВАЗ 2106 карбюратор нам нужно совмещение со второй меткой (5 градусов).
Не пугайтесь, если метки покрыты слоем грязи — такое часто бывает на автомобилях возрастом 30+. Просто возьмите тряпку и хорошенько очистите область шкива и крышки ГРМ. Теперь проворачивайте коленвал до тех пор, пока метка на шкиве не совпадет с нужной отметкой на крышке. Крутить лучше за болт шкива коленвала по часовой стрелке.
Процесс установки: шаг за шагом к идеальному зажиганию
Итак, метки совмещены, инструменты под рукой — пора приступать к главному! Снимаем крышку трамблера и смотрим на положение бегунка. Он должен быть направлен в сторону контакта первого цилиндра (обычно это легко определить по высоковольтным проводам).
Теперь ослабляем ключом на 13 болт крепления трамблера. Поворачивайте корпус прерывателя-распределителя до тех пор, пока контакты бегунка не окажутся напротив нужной клеммы. Запомните: вращение трамблера по часовой стрелке делает зажигание более поздним, против — более ранним.
Если используете стробоскоп — подключите его согласно инструкции, заведите двигатель и направьте луч на метки. Они должны совпадать при работе на холостых оборотах. С контрольной лампой немного сложнее: подключите один провод к массе, другой — к клемме катушки зажигания. Включайте зажигание и медленно поворачивайте трамблер до момента, когда лампа погаснет или загорится (в зависимости от схемы).
Проверка правильности установки: как понять, что всё получилось?
Ну что, настроили? Самое время проверить, насколько правильно у нас получилось выставить зажигание. Заведите двигатель и послушайте, как он работает. Ровный, стабильный звук без хлопков и детонации — хороший знак!
Теперь прокатитесь на машине. Разгонитесь на ровной дороге до 40-50 км/ч и резко нажмите на газ. Если слышите негромкие детонационные стуки (похоже на звон монет в банке), которые сразу пропадают — вы всё сделали идеально! Если стуки громкие и продолжительные — зажигание слишком раннее. Если детонации нет вообще, а машина вяло разгоняется — позднее.
Помните: окончательную доводку лучше делать на прогретом двигателе. Небольшие adjustments (корректировки) поворотом трамблера на буквально 1-2 градуса могут значительно улучшить поведение автомобиля. Главное — не торопитесь и делайте всё постепенно.
Видео: Как выставить зажигание электронное Ваз 2101 классика
Частые проблемы и их решение: что может пойти не так?
Даже у опытных автолюбителей иногда что-то идет не по плану. Самая распространенная проблема — метки вроде совпадают, а двигатель работает плохо. Чаще всего это означает, что выставили зажигание по первому цилиндру, а он не в ВМТ. Решение простое: проверните коленвал на еще один оборот и снова совместите метки.
Бывает, что после правильной установки зажигания мотор все равно работает неустойчиво. Тут дело может быть в самом трамблере — изношенные подшипники или люфты не дают точно выставить угол. В этом случае поможет только ремонт или замена распределителя зажигания.
Еще одна частая беда — машина нормально работает на холостых, но при нагрузке начинаются проблемы. Это может указывать на неисправность вакуумного регулятора опережения зажигания. Проверить его просто: снимите шланг с трамблера при работающем двигателе. Если обороты не изменились — регулятор не работает.
Настройка зажигания на классике — это как медитация: требует спокойствия и внимания к деталям. Не расстраивайтесь, если с первого раза не получилось идеально. Немного практики, и вы будете делать это с закрытыми глазами! Главное — теперь вы знаете, как правильно выставить на ВАЗ 2106 зажигание и сможете самостоятельно поддерживать свой автомобиль в отличной форме.
