Как проверить коленвал на ВАЗ 2109: просто о важном
Друзья, владельцы легендарной «девятки»! Случалось ли вам слышать странный стук из-под капота, который появляется на горячую или при повышении оборотов? Первое, что приходит в голову опытному автолюбителю — проблемы с коленчатым валом. Но прежде чем паниковать и готовиться к дорогостоящему ремонту, давайте разберемся, как проверить коленвал на ВАЗ 2109 своими силами. Это не так страшно, как кажется, и может сэкономить вам кучу нервов и денег. Главное — действовать последовательно и внимательно.
Коленвал, или коленчатый вал — это, можно сказать, сердце двигателя. Он преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное, которое через трансмиссию передается на колеса. Его поломка — это серьезно, но многие симптомы, которые мы списываем на него, могут быть вызваны другими, менее критичными неисправностями. Так зачем же гадать?
Проверка коленвала на вашем ВАЗ 2109 — это комплекс мер, который включает в себя первичную диагностику на слух, визуальный осмотр и точные измерения с помощью инструментов. Не переживайте, если у вас нет полного гаража профессионального механика. Для базовой проверки многого не нужно. А мы поможем вам разобраться во всех тонкостях этого процесса.
Видео: Как поменять датчик коленвала на Ваз 2115,14,10,11,09 и ид
С чего начать: первые признаки проблем
Итак, вы заподозрили неладное. Как понять, что возможно пора проверять коленчатый вал? Ваша машина сама подает вам сигналы. Прислушайтесь к ней! Самый главный и тревожный звоночек — это характерный металлический стук в нижней части двигателя. Он обычно глухой, низкочастотный и хорошо прослушивается на средних и высоких оборотах, особенно когда мотор прогрет.
Но один лишь стук — не приговор. Есть и другие симптомы, на которые стоит обратить внимание: падение мощности двигателя (машина стала «тупее»), повышенный расход масла, сизый дым из выхлопной трубы или даже затрудненный запуск двигателя. Всё это в комплексе может указывать на износ именно коленвала или его элементов, например, вкладышей.
Помните, шутка ли? Стук — это уже довольно серьезная стадия проблемы. Идеальный вариант — проводить осмотр вала планово, например, при замене ремня ГРМ или сцепления, когда доступ к нему частично открыт. Так вы сможете поймать возможную проблему еще до появления первых «симптомов».
Необходимый инструмент для проверки
А теперь давайте подготовимся. Что нам понадобится, чтобы проверить коленвал на нашем ВАЗ 2109? Список не большой и大部分 инструментов найдется у любого уважающего себя автолюбителя. Не нужно ничего сверхъестественного!
- Набор гаечных ключей и головок (для снятия защиты картера и прочих элементов, мешающих доступу).
- Слесарные тиски (удобно для фиксации вала при детальном осмотре, но если его сняли).
- Чистая ветошь и растворитель (для отмытия вала от старого масла и грязи).
- Главный инструмент — измерительный! Это микрометр или хотя бы точный штангенциркуль.
- И конечно, новая градуированная пластина (калибровочные щупы) для проверки зазоров.
Микрометр — это лучший друг в этом деле. Он дает максимально точные замеры. Но если его нет, не отчаивайтесь. Качественный штангенциркуль тоже может предоставить достаточно информации для принятия решения. Главное — умение им пользоваться и внимательность.
И не забудьте про хорошее освещение! Мелкие царапины и задиры можно не заметить в полутьме гаража. Фонарик или переносная лампа — ваш верный помощник.
Визуальный осмотр и поиск очевидных дефектов
Допустим, вы обеспечили доступ к коленвалу или даже сняли его. Первый этап — тщательный визуальный осмотр. Что мы ищем? Внимательно осмотрите все шейки вала (коренные и шатунные) на предмет видимых повреждений. Вы ищете царапины, глубокие задиры, риски или следы перегрева (посинение металла).
Любая, даже небольшая бороздка — это потенциальный источник проблем. Она нарушает идеально гладкую поверхность, что мешает образованию стабильного масляного клина и ведет к ускоренному износу вкладышей. Шутки в сторону? Вовсе нет! Серьезные задиры часто требуют не просто замены вкладышей, а шлифовки самого коленвала на специальном станке.
Также осмотрите поверхности на предмет коррозии. Да-да, внутри двигателя тоже может появиться ржавчина, особенно если машина долго стояла. И проверьте состояние резьбовых отверстий, особенно для болтов маховика и шкива. Сорванная резьба — это отдельная головная боль.
Измеряем износ: главный этап проверки
Вот мы и подошли к самому важному — точным замерам. Визуально идеальный вал может иметь критический износ. Как же проверить коленвал ВАЗ 2109 на износ? Нам нужно измерить диаметр шеек и их овальность (эллипсность).
Берем наш микрометр или штангенциркуль и измеряем диаметр каждой коренной и шатунной шейки в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Замеры производятся минимум в двух местах вдоль шейки. Все данные лучше записывать в табличку, чтобы не запутаться.
| Параметр | Номинальный размер | Допустимый износ | Критический износ |
|---|---|---|---|
| Коренные шейки | 50.80 мм | до 0.05 мм | более 0.07 мм |
| Шатунные шейки | 47.83 мм | до 0.04 мм | более 0.06 мм |
| Овальность (эллипсность) | 0.00 мм | до 0.01 мм | более 0.03 мм |
Разница между замерами в вертикальной и горизонтальной плоскостях показывает овальность. А разница в замерах вдоль шейки — конусность. Если эти значения превышают допустимые нормы (см. таблицу), коленвал нуждается в шлифовке под ремонтный размер. Если износ接近 критического — проще и надежнее поменять вал на новый или контрактный.
Не пугайтесь этих цифр. Процесс требует аккуратности, но именно он дает стопроцентный ответ на вопрос: «Можно ли еще ездить или пора менять?».
Проверка зазоров вкладышей без снятия двигателя
А что делать, если снимать двигатель или коробку передач совсем не хочется? Можно ли как-то проверить состояние коленвала на ВАЗ 2109 менее трудоемким способом? Ответ — да, косвенно, по зазорам в коренных и шатунных подшипниках.
Для этого вам понадобятся т.н. «калибровочные щупы» — набор тонких металлических пластинок разной толщины. Смысл в том, чтобы снять крышку коренного или шатунного подшипника, тщательно очистить вкладыш и шейку вала от масла, и поместить на шейку кусок пластиковой проволоки (есть специальный пластилин для замеров).
После этого крышка устанавливается на место и затягивается с положенным моментом. Затем крышка снова снимается, и по степени сплющивания проволоки с помощью градуированной шкалы определяется величину зазора. Зазор более 0,07 мм для коренных и 0,06 мм для шатунных подшипников говорит о необходимости замены вкладышей и, возможно, шлифовки вала. Способ старый, но довольно точный!
Этот метод не требует полного демонтажа коленчатого вала, но дает хорошее представление о его состоянии. Однако он более сложен и требует осторожности, чтобы не уронить ничего в картер.
Видео: ЗАМЕНА САЛЬНИКОВ РАСПРЕДВАЛА И КОЛЕНВАЛА ВАЗ 2108, 2109, 2199, 2113.,2114 ,2115
Подводим итоги: ремонт или замена?
Итак, проверка завершена. Что же делать с полученной информацией? Ваши действия зависят от результатов. Если визуально вал чистый, а замеры показывают износ в пределах допустимой нормы — можно просто заменить вкладыши на новые стандартного размера и спокойно ехать дальше. Это отличный результат!
Если износ есть, но он не достиг критического значения, коленвал нужно отдать на шлифовку под один из ремонтных размеров. После этого вы покупаете и устанавливаете вкладыши уже не стандартного, а ремонтного размера (например, 1-й или 2-й).
Ну а если задиры глубокие, а износ зашкаливает — увы, здесь поможет только замена коленвала. Не расстраивайтесь! Лучше обнаружить это вовремя, чем «поймать» клин двигателя на трассе. Теперь вы знаете, как проверить коленвал на вашей «девятке». Удачи на дорогах и пусть ваш автомобиль работает как часы!
