Как проверить коленвал ВАЗ 2109: пошаговая инструкция с замерами

Как проверить коленвал на ВАЗ 2109: просто о важном

Друзья, владельцы легендарной «девятки»! Случалось ли вам слышать странный стук из-под капота, который появляется на горячую или при повышении оборотов? Первое, что приходит в голову опытному автолюбителю — проблемы с коленчатым валом. Но прежде чем паниковать и готовиться к дорогостоящему ремонту, давайте разберемся, как проверить коленвал на ВАЗ 2109 своими силами. Это не так страшно, как кажется, и может сэкономить вам кучу нервов и денег. Главное — действовать последовательно и внимательно.

Коленвал, или коленчатый вал — это, можно сказать, сердце двигателя. Он преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное, которое через трансмиссию передается на колеса. Его поломка — это серьезно, но многие симптомы, которые мы списываем на него, могут быть вызваны другими, менее критичными неисправностями. Так зачем же гадать?

Проверка коленвала на вашем ВАЗ 2109 — это комплекс мер, который включает в себя первичную диагностику на слух, визуальный осмотр и точные измерения с помощью инструментов. Не переживайте, если у вас нет полного гаража профессионального механика. Для базовой проверки многого не нужно. А мы поможем вам разобраться во всех тонкостях этого процесса.

Видео: Как поменять датчик коленвала на Ваз 2115,14,10,11,09 и ид

С чего начать: первые признаки проблем

Итак, вы заподозрили неладное. Как понять, что возможно пора проверять коленчатый вал? Ваша машина сама подает вам сигналы. Прислушайтесь к ней! Самый главный и тревожный звоночек — это характерный металлический стук в нижней части двигателя. Он обычно глухой, низкочастотный и хорошо прослушивается на средних и высоких оборотах, особенно когда мотор прогрет.

Но один лишь стук — не приговор. Есть и другие симптомы, на которые стоит обратить внимание: падение мощности двигателя (машина стала «тупее»), повышенный расход масла, сизый дым из выхлопной трубы или даже затрудненный запуск двигателя. Всё это в комплексе может указывать на износ именно коленвала или его элементов, например, вкладышей.

Помните, шутка ли? Стук — это уже довольно серьезная стадия проблемы. Идеальный вариант — проводить осмотр вала планово, например, при замене ремня ГРМ или сцепления, когда доступ к нему частично открыт. Так вы сможете поймать возможную проблему еще до появления первых «симптомов».

Необходимый инструмент для проверки

А теперь давайте подготовимся. Что нам понадобится, чтобы проверить коленвал на нашем ВАЗ 2109? Список не большой и大部分 инструментов найдется у любого уважающего себя автолюбителя. Не нужно ничего сверхъестественного!

  • Набор гаечных ключей и головок (для снятия защиты картера и прочих элементов, мешающих доступу).
  • Слесарные тиски (удобно для фиксации вала при детальном осмотре, но если его сняли).
  • Чистая ветошь и растворитель (для отмытия вала от старого масла и грязи).
  • Главный инструмент — измерительный! Это микрометр или хотя бы точный штангенциркуль.
  • И конечно, новая градуированная пластина (калибровочные щупы) для проверки зазоров.

Микрометр — это лучший друг в этом деле. Он дает максимально точные замеры. Но если его нет, не отчаивайтесь. Качественный штангенциркуль тоже может предоставить достаточно информации для принятия решения. Главное — умение им пользоваться и внимательность.

И не забудьте про хорошее освещение! Мелкие царапины и задиры можно не заметить в полутьме гаража. Фонарик или переносная лампа — ваш верный помощник.

Визуальный осмотр и поиск очевидных дефектов

Допустим, вы обеспечили доступ к коленвалу или даже сняли его. Первый этап — тщательный визуальный осмотр. Что мы ищем? Внимательно осмотрите все шейки вала (коренные и шатунные) на предмет видимых повреждений. Вы ищете царапины, глубокие задиры, риски или следы перегрева (посинение металла).

Любая, даже небольшая бороздка — это потенциальный источник проблем. Она нарушает идеально гладкую поверхность, что мешает образованию стабильного масляного клина и ведет к ускоренному износу вкладышей. Шутки в сторону? Вовсе нет! Серьезные задиры часто требуют не просто замены вкладышей, а шлифовки самого коленвала на специальном станке.

Также осмотрите поверхности на предмет коррозии. Да-да, внутри двигателя тоже может появиться ржавчина, особенно если машина долго стояла. И проверьте состояние резьбовых отверстий, особенно для болтов маховика и шкива. Сорванная резьба — это отдельная головная боль.

Измеряем износ: главный этап проверки

Вот мы и подошли к самому важному — точным замерам. Визуально идеальный вал может иметь критический износ. Как же проверить коленвал ВАЗ 2109 на износ? Нам нужно измерить диаметр шеек и их овальность (эллипсность).

Берем наш микрометр или штангенциркуль и измеряем диаметр каждой коренной и шатунной шейки в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Замеры производятся минимум в двух местах вдоль шейки. Все данные лучше записывать в табличку, чтобы не запутаться.

Параметр Номинальный размер Допустимый износ Критический износ
Коренные шейки 50.80 мм до 0.05 мм более 0.07 мм
Шатунные шейки 47.83 мм до 0.04 мм более 0.06 мм
Овальность (эллипсность) 0.00 мм до 0.01 мм более 0.03 мм

Разница между замерами в вертикальной и горизонтальной плоскостях показывает овальность. А разница в замерах вдоль шейки — конусность. Если эти значения превышают допустимые нормы (см. таблицу), коленвал нуждается в шлифовке под ремонтный размер. Если износ接近 критического — проще и надежнее поменять вал на новый или контрактный.

Не пугайтесь этих цифр. Процесс требует аккуратности, но именно он дает стопроцентный ответ на вопрос: «Можно ли еще ездить или пора менять?».

Проверка зазоров вкладышей без снятия двигателя

А что делать, если снимать двигатель или коробку передач совсем не хочется? Можно ли как-то проверить состояние коленвала на ВАЗ 2109 менее трудоемким способом? Ответ — да, косвенно, по зазорам в коренных и шатунных подшипниках.

Для этого вам понадобятся т.н. «калибровочные щупы» — набор тонких металлических пластинок разной толщины. Смысл в том, чтобы снять крышку коренного или шатунного подшипника, тщательно очистить вкладыш и шейку вала от масла, и поместить на шейку кусок пластиковой проволоки (есть специальный пластилин для замеров).

После этого крышка устанавливается на место и затягивается с положенным моментом. Затем крышка снова снимается, и по степени сплющивания проволоки с помощью градуированной шкалы определяется величину зазора. Зазор более 0,07 мм для коренных и 0,06 мм для шатунных подшипников говорит о необходимости замены вкладышей и, возможно, шлифовки вала. Способ старый, но довольно точный!

Этот метод не требует полного демонтажа коленчатого вала, но дает хорошее представление о его состоянии. Однако он более сложен и требует осторожности, чтобы не уронить ничего в картер.

Видео: ЗАМЕНА САЛЬНИКОВ РАСПРЕДВАЛА И КОЛЕНВАЛА ВАЗ 2108, 2109, 2199, 2113.,2114 ,2115

Подводим итоги: ремонт или замена?

Итак, проверка завершена. Что же делать с полученной информацией? Ваши действия зависят от результатов. Если визуально вал чистый, а замеры показывают износ в пределах допустимой нормы — можно просто заменить вкладыши на новые стандартного размера и спокойно ехать дальше. Это отличный результат!

Если износ есть, но он не достиг критического значения, коленвал нужно отдать на шлифовку под один из ремонтных размеров. После этого вы покупаете и устанавливаете вкладыши уже не стандартного, а ремонтного размера (например, 1-й или 2-й).

Ну а если задиры глубокие, а износ зашкаливает — увы, здесь поможет только замена коленвала. Не расстраивайтесь! Лучше обнаружить это вовремя, чем «поймать» клин двигателя на трассе. Теперь вы знаете, как проверить коленвал на вашей «девятке». Удачи на дорогах и пусть ваш автомобиль работает как часы!