Регулировка зазора клапанов ВАЗ: пошаговая инструкция для начинающих

Регулировка клапанов на ВАЗ: почему это так важно?

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему ваш ВАЗ начал работать громче обычного или потерял былую мощность? Возможно, пришло время обратить внимание на клапана. Правильная регулировка зазоров клапанов — это как настройка музыкального инструмента: когда все в порядке, двигатель поет красиво и ровно.

Тепловой зазор — это небольшой промежуток между деталями газораспределительного механизма. Он необходим потому, что при нагреве металл расширяется. Если зазор слишком маленький, клапан не будет полностью закрываться, что приведет к потере компрессии и прогоранию. Слишком большой зазор вызовет стук и уменьшит эффективность работы двигателя.

Регулировку теплового зазора на автомобилях ВАЗ рекомендуется проводить каждые 15-20 тысяч километров пробега. Это не самая сложная процедура, но требующая внимательности и аккуратности. Не переживайте, если никогда этого не делали — мы подробно все объясним!

Видео: Регулировка клапанов на ВАЗ-2106

Что понадобится для работы?

Прежде чем начать регулировку клапанов на вашем ВАЗ, нужно подготовить необходимые инструменты. Поверьте, ничего экзотического не потребуется — большинство инструментов есть в гараже у каждого автолюбителя.

Вот основной набор:

  • Набор щупов для измерения зазоров
  • Ключ на 13 для откручивания гаек крепления крышки клапанов
  • Ключ на 17 для проворачивания коленвала
  • Тонкая плоская отвертка
  • Рожковый ключ на 10 или специальный ключ для регулировочных гаек

Не забудьте про чистую ветошь и желательно — перчатки. Масло хоть и полезно для двигателя, но не очень приятно для рук. Также рекомендуется иметь под рукой мануал по вашему конкретному двигателю, так как величины зазоров могут немного отличаться в зависимости от модели.

Подготовка к регулировке: что нужно сделать сначала?

Перед тем как выставлять зазоры клапанов ВАЗ, важно правильно подготовить автомобиль. Во-первых, двигатель должен быть холодным! Лучше всего проводить работы утром, после ночной стоянки. Почему это так важно? Потому что только на холодном двигателе можно точно выставить необходимые зазоры.

Установите автомобиль на ровную поверхность и зафиксируйте колеса противооткатными упорами. Откройте капот и снимите декоративную пластину с двигателя (если она есть). Затем снимите воздушный фильтр и открутите крышку клапанной коробки. Будьте готовы к тому, что под ней может быть немного масла — это нормально.

Теперь нужно выставить метки. Проворачивайте коленвал ключом на 17 до совпадения метки на шкиве с средней меткой на крышке двигателя. При этом бегунок трамблера должен быть направлен на контакт первого цилиндра. Все готово для начала регулировки теплового зазора ВАЗ!

Процесс регулировки: шаг за шагом

Итак, мы подошли к самому главному — как выставить зазоры клапанов ВАЗ правильно. Запомните простое правило: регулируются те клапаны, которые полностью закрыты. Для этого существует определенная последовательность цилиндров.

Начнем с первого цилиндра. Когда метки совпали, как мы установили ранее, можно регулировать четвертый и шестой клапана (если считать со стороны радиатора). Измерьте щупом зазор между рычагом и кулачком распредвала. Нормальный зазор для впускных клапанов обычно 0,15 мм, для выпускных — 0,35 мм (точные значения уточняйте в мануале вашего двигателя).

Если зазор не соответствует норме, ослабьте контргайку на регулировочном болте. Вставьте щуп нужной толщины и вращайте болт до тех пор, пока щуп не будет проходить с легким усилием. Затяните контргайку и снова проверьте зазор — он мог немного измениться. Повторите процедуру для всех клапанов согласно схеме порядка регулировки.

Положение коленвала Регулируемые клапана
Метки совпали (1 цилиндр в ВМТ) 4 и 6
Поворот на 180 градусов 7 и 8
Еще поворот на 180 градусов 1 и 3
Еще поворот на 180 градусов 5 и 2

Проверка и завершение работы

После того как вы отрегулировали все клапана, не поленитесь проверить их еще раз. Иногда при затягивании контргаек зазор может немного измениться. Лучше потратить лишние 10 минут на проверку, чем потом разбирать все заново.

Убедившись, что все зазоры выставлены правильно, можно приступать к сборке. Протрите начисто посадочное место крышки клапанной коробки, установите новую прокладку (это обязательно!) и аккуратно поставьте крышку на место. Затяните гайки крест-накрест с умеренным усилием.

Установите на место воздушный фильтр и декоративную крышку двигателя. Заведите двигатель и послушайте, как он работает. Ровный, тихий звук без посторонних стуков — признак того, что регулировка клапанов ВАЗ прошла успешно. Теперь можно наслаждаться плавной работой двигателя и экономичным расходом топлива!

Видео: Регулировка клапанов

Частые ошибки и полезные советы

Многие новички при первой регулировке зазора клапанов ВАЗ совершают одни и те же ошибки. Самая распространенная — попытка регулировать на горячем двигателе. Запомните: только на холодном! Иначе все ваши усилия будут напрасны.

Еще одна частая проблема — использование неправильных щупов. Щупы со временем изнашиваются и могут показывать неверные значения. Лучше использовать новый качественный набор. Также не стоит чрезмерно затягивать контргайки — это может сорвать резьбу.

Не спешите! Регулировка теплового зазора требует терпения и аккуратности. Если с первого раза не получилось — не расстраивайтесь. Со временем придет опыт, и эта процедура будет занимать у вас не более часа. Главное — делать все внимательно и последовательно, сверяясь с руководством для вашей модели двигателя.