Не включаются передачи на ВАЗ 2110: причины и решения проблемы

Почему на ВАЗ не работают передачи: ищем причину вместе

Знакомая ситуация? Садишься в свою «десятку», заводишь мотор, выжимаешь сцепление, а рычаг КПП будто вкопанный — не двигается или переключается с жутким скрежетом. Руки опускаются, а в голове одна мысль: «Ну вот, опять ремонт!». Не спешите паниковать и готовить круглую сумму автомеханику. Часто причина, по которой не включаются скорости на ВАЗ 2110, не так страшна и может быть решена своими силами. Давайте разберемся, что могло пойти не так и как вернуть вашей ласточке былую резвость.

Проблемы с коробкой передач — одна из самых частых головных болей автовладельцев. И хорошо, если дело не в самой КПП, а в сопутствующих механизмах. Иногда достаточно небольшой регулировки или замены недорогой детали, чтобы забыть о проблеме. Главное — подойти к вопросу системно и проверить все по порядку, от простого к сложному. Итак, с чего начать наш авто-квест?

Первым делом, нужно прислушаться к своей машине. Она всегда подает сигналы. Не включается первая передача на ВАЗ 2110? Или, может, все скорости, кроме третьей? А может, рычаг просто болтается, как пьяный матрос на палубе? Ответы на эти вопросы уже многое подскажут опытному уху. Давайте же поскорее узнаем, что же шепчет вам ваша «десятка».

Видео: ВАЗ 2112 Не включаются передачи Почему?2

Первые подозреваемые: сцепление и тросы

Чаще всего, когда коробка передач ВАЗ не включается, виновато сцепление. Выжали педаль, а диски так и не разъединились? Вот механизм и не хочет переключаться. Как это проверить? Очень просто. Заведите двигатель, выжмите сцепление до упора и попробуйте включить передачу. Если чувствуете сопротивление или слышите скрежет — ваши подозрения оправданы. Первым делом проверьте уровень тормозной жидкости в бачке (да-да, он у них общий!). Если он низкий, возможно, в системе есть утечка или воздух.

Следующий на очереди — трос привода сцепления. Со временем он растягивается, и педаль просто не выжимается до конца. Регулировка троса — дело пяти минут и не требует особых навыков. Ну а если он порвался, то тут уж ничего не поделаешь — только замена. Помните, что езда с неисправным сцеплением не только некомфортна, но и опасна, и может привести к серьезным поломкам самой коробки.

Бывает и так, что виноват не сам механизм, а его «помощники». Например, вышел из строя главный или рабочий цилиндр сцепления. Проверить это можно визуально: следы тормозной жидкости на коврике или в подкапотном пространстве — верный признак проблемы. Не игнорируйте эти симптомы, ведь цена промедления может быть высока.

Когда дело в самой коробке передач (КПП)

Если со сцеплением все в порядке, а передачи на ВАЗ 2110 все равно не включаются, значит, копать нужно глубже — в саму коробку. Самая неприятная и дорогая причина — износ синхронизаторов или шестерен. Обычно это проявляется не сразу: сначала трудно включить одну передачу, потом другую, а со временем проблема усугубляется. Характерный признак — хруст и необходимость «поймать» момент для переключения.

Еще один частый виновник — недостаток масла в картере КПП или его неподходящее качество. Масло со временем теряет свои свойства, загрязняется металлической стружкой и перестает нормально смазывать трущиеся детали. Проверить уровень масла проще простого — открутите контрольную пробку на коробке. Если масло не потекло, значит, его critically мало. Какое масло заливать? Вот небольшая подсказка:

Тип КПП Рекомендуемое масло Объем, л
ВАЗ 2110 (5-ступ.) 75W-90 GL-4 3.3
ВАЗ 2110 (4-ступ.) 80W-85 GL-4 3.0

Не забывайте, что езда на старом или неподходящем масле — верный способ угробить коробку. Регулярная замена — это не прихоть, а необходимость для долгой и счастливой жизни вашего автомобиля.

Мелкие неприятности, которые могут доставить большие проблемы

Не всегда причина, по которой не работает коробка передач на ВАЗ, кроется в чем-то глобальном. Мелочи тоже могут вывести из строя весь механизм. Например, износ подушки (опоры) двигателя и КПП. Если двигатель просел или сместился, то тяги привода переключения передач могут просто-напросто не доставать до своего места. Рычаг будет ходить ходуном, а передачи включаться не будут.

Не стоит сбрасывать со счетов и сам рычаг КПП, а точнее — его «кулису». Со временем пластиковые втулки и шаровые опоры в механизме выходят из строя, появляется люфт. Из-за этого точность включения передач теряется. Решение — замена изношенных деталей. Это недорого и не так страшно, как кажется на первый взгляд. Главные симптомы:

  • Рычаг переключения болтается в стороны.
  • Нет четкого ощущения включения скорости.
  • При движении рычаг может самопроизвольно вылетать из передачи.

Ну и, конечно, банальная забывчивость! Вы уверены, что полностью выжимаете сцепление? Проверьте, не закатился ли какой-нибудь мячик или бутылка под педаль. Смешно? А такое бывает! Иногда ответ лежит на самой поверхности, и не нужно сразу грешить на дорогостоящий ремонт АКПП или механической коробки.

Видео: ВАЗ 2112 Не включаются передачи.Почему? 1

Что делать и куда бежать?

Итак, вы провели初步нюю диагностику и примерно поняли, почему на вашем ВАЗ 2110 КПП не включается. Что дальше? Если проблема в сцеплении или кулисе — можно смело браться за инструмент. В интернете полно подробных руководств и видео по замене и регулировке этих узлов. Не бойтесь, главное — делать все аккуратно и последовательно.

Если же все указывает на внутренние проблемы коробки (посторонние шумы, стуки, невозможность включить конкретную передачу), то здесь без помощи специалиста, скорее всего, не обойтись. Капитальный ремонт КПП — задача для опытных hands. Не пытайтесь разобрать коробку в гараже без должного опыта — можете собрать потом «пазл» с лишними деталями.

Помните, что любая, даже самая маленькая неисправность — это звоночек. Лучше потратить немного времени и денег на ее устранение сейчас, чем потом менять весь агрегат целиком. Ваш ВАЗ — автомобиль простой и понятный, и большинство его болячек давно известны и успешно лечатся. Удачи на дорогах, и пусть ваша коробка передач работает как швейцарские часы!