Правильная затяжка головки блока цилиндров на ВАЗ 2112 16 клапанов: почему это так важно?
Вы когда-нибудь задумывались, почему после замены прокладки или ремонта двигателя иногда начинает подтекать масло или антифриз? Чаще всего виной тому — неправильная затяжка головки блока цилиндров (ГБЦ). Эта, казалось бы, простая процедура на самом деле является одной из самых ответственных в обслуживании двигателя вашего ВАЗ 2112. Неверный момент или нарушение последовательности могут привести к серьезным проблемам, вплоть до капитального ремонта. Но не пугайтесь! Если делать всё по инструкции, то справиться можно.
Головка блока цилиндров — это верхняя часть двигателя, которая герметично закрывает камеры сгорания. Она прижимается к блоку цилиндров через специальную прокладку. Со временем, из-за перепадов температур и нагрузок, металл и прокладка могут деформироваться, а болты — ослабнуть. Поэтому после любого вмешательства, требующего снятия ГБЦ, необходима правильная затяжка головки ваз 2112 16 клапанов.
Игнорирование этой процедуры или халатное отношение к ней — прямой путь к встрече с автослесарем и пустому кошельку. Самые частые последствия — уход охлаждающей жидкости в масло (и наоборот), потеря компрессии, перегрев двигателя и его полный отказ. Хотите избежать этого? Тогда давайте разбираться, как сделать всё правильно.
Видео: Затяжка гбц ваз 2112 16 клапанов
Что вам понадобится для работы?
Прежде чем лезть в двигатель, нужно подготовить весь необходимый инструмент. Поверьте, пытаться сделать это «на глазок» или старым динамометрическим ключом с соседского гаража — плохая идея. Точность здесь решает всё. Итак, вам потребуется:
- Ключ торцовый на 10 (для шпилек под коллекторы).
- Головка на 13 (для гаек крепления ГБЦ).
- Динамометрический ключ — главный инструмент в этом деле. Без него даже не начинайте!
- Моментный ключ (если он не встроен в динамометрический).
- Чистая ветошь и немного бензина или уайт-спирита для обезжиривания.
Обязательно проверьте состояние самих болтов. На двигателях ВАЗ 2112 16V используются болты, которые подлежат замене при каждом снятии головки. Они одноразовые! Это не прихоть инженеров, а необходимость. При затяжке болты растягиваются (это называется пластической деформацией) и при повторном использовании могут просто не обеспечить нужного усилия, что приведет к нарушению герметичности.
Также заранее приобретите новую прокладку ГБЦ. Никогда не используйте старую, даже если она выглядит целой. Её ресурс уже исчерпан, и она не сможет обеспечить надежное уплотнение после повторного монтажа. Экономия в 1000 рублей может обернуться ремонтом за 20-30 тысяч.
Пошаговая инструкция по затяжке ГБЦ
Итак, инструмент готов, новые болты и прокладка ждут своего часа. Самое время приступить к главному. Помните: чистота — залог успеха. Поверхности блока и головки должны быть идеально чистыми и сухими. Любая соринка или капля масла нарушит геометрию прилегания и герметичность.
Процедура затяжки головки блока цилиндров ваз 2112 16 клапанов проводится в четыре этапа с определенным моментом затяжки. Последовательность болтов — это не просто рекомендация, а строгое правило! Она обеспечивает равномерное прилегание головки к блоку, предотвращая её коробление. Схему нумерации болтов легко найти в интернете, она стандартна для большинства двигателей.
Давайте разберем этапы затяжки:
- Первый этап: Затяните все болты в правильной последовательности моментом 20 Н·м (Ньютон-метров).
- Второй этап: Снова пройдитесь по всем болтам по схеме, но уже моментом 69,3–85,7 Н·м.
- Третий этап: Докрутите каждый болт на угол 90 градусов (четверть оборота).
- Четвертый этап: Еще раз поверните каждый болт на 90 градусов.
После окончательной затяжки дайте двигателю постоять, а затем можно приступать к установке навесного оборудования. Не торопитесь заводить машину сразу. Лучше дать всем элементам «улечься» на свои места.
Видео: Сборка Головки (ГБЦ) Ваз 21213 НИВА После Ремонта 🚗🔧
Что делать после затяжки? Советы по обкатке
Ну что, затянули? Отлично! Но на этом история не заканчивается. После сборки двигателя и его первого запуска необходимо произвести так называемую «обкатку» соединения. Дело в том, что прокладка и металл под воздействием температуры и давления могут немного просесть.
Поэтому после того, как двигатель поработал и полностью остыл (лучше всего на следующий день), необходимо произвести контрольную протяжку болтов. Это финальный аккорд в процедуре затяжки гбц ваз 2112 16. Повторите четвертый этап: проверните каждый болт еще на 90 градусов. Это гарантирует, что вы получили нужное и стабильное усилие затяжки.
После этого можно спать спокойно. Вы всё сделали правильно! Следите за уровнем масла и антифриза в первые сотни километров пробега. Если всё чисто и сухо — можете себя поздравить. Вы не только сэкономили на услугах сервиса, но и приобрели бесценный опыт и уверенность в своем автомобиле.
| Этап затяжки | Действие | Примечание |
|---|---|---|
| 1 | 20 Н·м | Предварительное выравнивание |
| 2 | 69,3–85,7 Н·м | Основное усилие |
| 3 | +90° | Доворот |
| 4 | +90° | Финальная затяжка |
| Контроль | +90° (на холодном двигателе) | Обязательный этап после обкатки |
