Затяжка хвостовика редуктора ВАЗ: момент, инструкция, ошибки

Что такое хвостовик редуктора и почему его важно правильно затянуть?

Друзья-автолюбители, вы когда-нибудь слышали странный гул или вой со стороны заднего моста вашей любимой «классики»? А может, почувствовали вибрацию на кузове? Одна из частых причин таких симптомов — неправильная затяжка хвостовика редуктора. Давайте разберемся, что это за узел такой и почему ему нужно уделить внимание.

Хвостовик редуктора — это, если просто, та часть, куда крепится фланец ведущей шестерни. Он соединяется с карданным валом и передает вращение от коробки передач на колеса. Представьте, что это важное звено в цепи, которое должно сидеть плотно и надежно. Если гайка хвостовика ослабла, весь этот узел начинает люфтить, что приводит к ускоренному износу деталей, потере масла и, в итоге, к дорогому ремонту.

Так что же будет, если проигнорировать эту проблему? Самый безобидный вариант — повышенный шум при движении. В худшем случае можно «поймать» клин редуктора или вовсе остаться без движения посреди дороги. Согласитесь, не самое приятное приключение. Поэтому регулярная проверка и правильная затяжка гайки хвостовика редуктора — это не прихоть, а необходимость для долгой и беспроблемной службы вашего ВАЗа.

Видео: Как правильно затянуть гайку хвостовика редуктора ваз классика 2101-2107 (замена сальника редуктора

Какие инструменты понадобятся для работы?

Прежде чем лезть под машину, давайте подготовим всё необходимое. Поверьте, нет ничего хуже, чем начать ремонт и понять, что ключа нужного размера нет. Итак, что нам потребуется для затяжки хвостовика редуктора ВАЗ?

Главный инструмент — это, конечно же, динамометрический ключ. Почему именно он? Потому что момент затяжки гайки редуктора ВАЗ — величина строго определенная. Перетянешь — можешь повредить подшипники или сорвать резьбу. Недотянешь — гайка быстро ослабнет, и люфт появится снова. Простой рожковый или накидной ключ здесь не подойдет, нужен контроль усилия.

Кроме того, вам пригодятся:

  • Ключ на «30» или головка с воротком для фиксации фланца.
  • Монтировка или мощная отвертка для стопорения.
  • Чистая ветошь и герметик (на случай, если придется снимать редуктор).
  • Новый сальник хвостовика, если заметили подтекание масла.

Вот, собственно, и весь нехитрый набор. С ним вы сможете качественно выполнить работу на вашем ВАЗ 2107 или другой модели классического семейства.

Какой момент затяжки нужен и как его выставить?

Итак, мы добрались до самого главного вопроса: какой же момент затяжки гайки хвостовика редуктора ВАЗ считается правильным? Это, друзья, не та величина, которую можно определить «на глазок» или по принципу «чем туже, тем лучше». Завод-изготовитель дает четкие рекомендации.

Для большинства заднеприводных ВАЗов, таких как «копейка» (2101), «шестерка» (2106) или «семерка» (2107), момент затяжки гайки хвостовика редуктора составляет от 196 до 245 Н·м (Ньютон-метров). Это довольно солидное усилие! Например, для ВАЗ 2107 момент затяжки обычно находится в верхней границе этого диапазона. Но как же не ошибиться?

Модель ВАЗ Рекомендуемый момент затяжки (Н·м)
2101-2107 196 — 245
2106 196 — 245
2107 220 — 245

Здесь на помощь и приходит наш верный друг — динамометрический ключ. На нем нужно выставить необходимое значение, например, 220 Н·м. Во время затяжки ключ издаст характерный щелчок, когда усилие достигнет заданного порога. Вот и весь секрет! Главное — перед затяжкой убедиться, что нет осевого люфта вала, и застопорить фланец от проворачивания.

Пошаговая инструкция: как правильно выполнить затяжку

Ну что, теорию изучили, инструмент подготовили. Самое время перейти к практике. Регулировка редуктора заднего моста ВАЗ 2106 или другой модели — процедура несложная, если делать всё по порядку. Давайте разберем ее по шагам.

Для начала обеспечьте безопасность! Поставьте автомобиль на ровную площадку, зафиксируйте колеса противооткатными башмаками и не забудьте про стояночный тормоз. Поднимите заднюю часть машины и установите ее на надежные опоры (козелки), ни в коем случае не полагайтесь только на домкрат. Теперь можно смело лезть под авто.

Первым делом очистите область вокруг фланца редуктора от грязи. Это нужно, чтобы она не попала внутрь механизма. Ключом на «30» или головкой с воротком зафиксируйте фланец, чтобы он не проворачивался. Можно упереть монтировку в ребро картера и пол кузова. Теперь возьмите динамометрический ключ с нужной головкой и плавно, без рывков, затягивайте гайку хвостовика до щелчка.

После затяжки проверьте, нет ли осевого люфта вала. Покачайте фланец рукой вперед-назад. Люфта быть не должно! Если все хорошо, опустите автомобиль, заведите двигатель и ненадолго прокатитесь, прислушиваясь к редуктору. Зловещий вой должен исчезнуть. Если же люфт остался или гул не пропал, возможно, проблема глубже и требуется разборка и регулировка редуктора.

Видео: Как затянуть гайку хвостовика Ваз Нива Классика | Меняю сальник перед. и заднего моста (редуктор)

Частые ошибки и полезные советы напоследок

Даже в такой, казалось бы, простой операции, как затяжка хвостовика редуктора ВАЗ, есть подводные камни. Давайте избежим распространенных ошибок, чтобы не навредить своему железному коню.

Самая грубая ошибка — использование ударного инструмента (пневмогайковерта) или обычного ключа без динамометра. Вы никогда не угадаете с усилием и с большой вероятностью либо сорвете резьбу, либо перетянете подшипник, что приведет к его перегреву и быстрому выходу из строя. Еще одна оплошность — попытка затянуть старую, «прикипевшую» гайку. Если она сильно деформирована или резьба повреждена, лучше заменить ее на новую.

Что еще важно помнить? Если вы обнаружили, что гайка хвостовика редуктора постоянно ослабляется, это тревожный звонок. Скорее всего, есть износ шлицов на валу или самом фланце, либо проблемы с подшипниками. В этом случае простая затяжка не поможет — нужна диагностика и, вероятно, замена изношенных деталей. Не игнорируйте эту проблему!

Ну и напоследок маленькая хитрость. После правильной затяжки мелом или маркером поставьте метки на гайке и фланце. Так вам будет гораздо проще визуально контролировать, не начала ли гайка откручиваться со временем. Удачи вам на дорогах, и пусть ваш задний мост молчит как партизан!