Как проверить генератор ВАЗ мультиметром: просто о важном
Привет, автолюбитель! Ты наверняка уже сталкивался с ситуацией, когда машина вдруг стала капризничать: тусклый свет фар, мигающая «гирлянда» на панели приборов или, того хуже, разряженный аккумулятор с утра. Знакомо? Скорее всего, виноват генератор. Но не спешите на СТО и тратить деньги! Сегодня мы разберем, как проверить генератор на ВАЗ мультиметром самостоятельно. Это проще, чем кажется, а мультиметр есть у многих в гараже.
Почему именно мультиметр? Этот нехитрый прибор — ваш главный помощник в диагностике электрооборудования. Он точно покажет, выдает ли генератор нужное напряжение, нет ли проблем в цепи. Вы сэкономите время и деньги, а главное — поймете свою машину лучше. Давайте же начнем!
Проверка работоспособности генератора мультиметром — это базовый навык для любого владельца ВАЗа, будь то классика 2106 или 2107, или более современные Приора или Калина. Не нужно быть гуру автоэлектрики. Нужно лишь желание и наш понятный гид.
Видео: Как проверить генератор ВАЗ
Что нам понадобится для проверки?
Прежде чем лезть под капот, давайте подготовимся. Главный инструмент — цифровой мультиметр. Он недорогой и продается в любом автомагазине. Убедитесь, что он может измерять постоянное напряжение (DCV) в диапазоне до 20 В и сопротивление (Ω).
Что еще пригодится? Хорошее настроение, немного времени и, возможно, перчатки, чтобы не испачкать руки. Вот и весь секрет! Никаких сложных стендов или специального оборудования. Все проверки можно сделать прямо на машине, не снимая генератор.
Итак, мультиметр в руках. Куда же тыкать щупами? Черный щуп обычно подключается к общему com-разъему, а красный — в гнездо для измерения напряжения и сопротивления. Теперь можно приступать к самой интересной части.
Проверяем напряжение заряда: все ли в порядке?
Это самый простой и показательный тест. Он ответит на главный вопрос: «Дает ли генератор заряд?» Заведите двигатель вашего ВАЗа и откройте капот. Включите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DCV) на предел 20 В.
Теперь осторожно прикоснитесь красным щупом к плюсовой клемме аккумулятора («+»), а черным — к минусовой («-»). Не бойтесь, это безопасно. Смотрите на показания прибора. Нормальное напряжение на работающем двигателе должно быть в пределах 13.6–14.4 Вольта. Если вы видите значения ниже 13 В — генератор явно недозаряжает батарею. Если выше 15 В — перезаряжает, что тоже плохо и может «убить» аккумулятор.
Проверку зарядки генератора ВАЗ лучше проводить под нагрузкой. Включите дальний свет фар, печку на полную мощность и обогрев заднего стекла. Напряжение на аккумуляторе может немного просесть, но оно не должно опускаться ниже 13 В. Если оно падает катастрофически — проблема налицо!
Диагностика щеток и регулятора напряжения
Частая беда — износ щеток генератора. Как проверить щетки генератора ВАЗ 2107 мультиметром? Для этого нам нужно измерить их длину. Но есть и косвенный признак — нестабильное напряжение, которое прыгает на мультиметре.
Регулятор напряжения (он же «шоколадка») часто идет в сборе со щетками. Его проверка тоже элементарна. Снимите этот узел с генератора. Мультиметр переводим в режим измерения сопротивления (Омы). Щупами нужно коснуться контактов щеток. Сопротивление должно быть небольшим, около 5-10 Ом. Если на дисплее «1» (обрыв) или, наоборот, ноль (короткое замыкание) — регулятор под замену.
Помните, что на разных моделях ВАЗ (2106, Приора, Калина) конструкция генератора может незначительно отличаться, но принцип проверки щеточного узла мультиметром остается одинаковым. Не поленитесь заглянуть в мануал к вашей конкретной модели.
Как проверить якорь генератора мультиметром на ВАЗ
Ротор, или в просторечии якорь, — это вращающаяся часть генератора. Его неисправности (обрыв или замыкание обмотки) приводят к отсутствию заряда. Как проверить якорь генератора ВАЗ 2107? Для этого его лучше снять.
Ставим мультиметр в режим прозвонки или измерения сопротивления. Одним щупом касаемся контактного кольца якоря, другим — другого кольца. Сопротивление должно быть очень низким, порядка 2-5 Ом. Если сопротивление бесконечно большое — значит, в обмотке обрыв.
Второй важный тест — проверка на замыкание на массу. Один щуп мультиметра оставляем на кольце, а второй прикладываем к металлическому валу якоря. Прибор должен показывать обрыв (единицу). Если он показывает какое-либо сопротивление — якорь «коротит» на массу и его нужно менять. Проверка якоря ВАЗ 2106 мультиметром проводится абсолютно так же.
Видео: Как проверить генератор ВАЗ
Что делать, если генератор неисправен?
Допустим, диагностика мультиметром показала проблему. Ваши действия? Не паникуйте! Многие узлы генератора ремонтопригодны. Щетки и регулятор напряжения меняются легко и стоят недорого.
Если же проблема в якоре или статоре (не рассмотрели его сегодня, но проверяется аналогично на обрыв и замыкание), то стоит оценить стоимость запчастей и своих сил. Иногда проще и дешевле найти хороший б/у агрегат или отдать свой на восстановление в специализированную мастерскую.
Самое главное — вы теперь не безоружны. Вы не поедете на СТО с непонятной проблемой, а сможете сами сказать мастеру: «У меня, кажется, щетки подсели!» или «Проверьте, пожалуйста, якорь». Это сэкономит вам кучу времени и денег. Ваш ВАЗ скажет вам спасибо!
- Мультиметр — ваш лучший друг в диагностике.
- Нормальное напряжение заряда: 13.6–14.4 В.
- Проверяйте генератор под нагрузкой.
- Не бойтесь проверять щетки и якорь самостоятельно.
Надеемся, эта статья помогла вам разобраться. Удачи на дорогах и пусть ваш генератор заряжает только на полную!
